Цитата:





"Лучший способ сбросить правительство — это войти в него".

Слова министра иностранных дел послереволюционной Франции при всех ее режимах — Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана-Перигора, 1754—1838).





понедельник, 4 апреля 2011 г.

Работа Ястребов \ Сирия \ Следующая "костяшка" в Домино



Волнения в Сирии и Иордании: новое испытание для политики США
("The New York Times", США) Марк Лэндлер (Mark Landler)

ВАШИНГТОН - Хотя администрация Обамы поддерживает воздушную войну в Ливии под руководством НАТО, недавние ожесточенные столкновения в Сирии и Иордании вызывают новую тревогу среди высших должностных лиц, которые считают эти страны в самом сердце арабского мира гораздо более важными для американских интересов.
Углубление хаоса в Сирии, в частности, может разрушить оставшиеся надежды на мирное соглашение по Ближнему Востоку, считают некоторые аналитики. Это может также сместить акценты в американском соперничестве с Ираном за влияние в регионе и создать проблемы самому главному союзнику США в регионе — Израилю.

В интервью представители администрации сообщают, что восстание оказались масштабным, с участием различных религиозных групп в южных и прибрежных районах Сирии, в том числе мусульман-суннитов, обычно лояльных президенту Башару аль-Ассаду (Bashar al-Assad). Новый американский посол в Дамаске Роберт Форд (Robert Ford) неофициально встречался с г-ном Ассадом и призвал его прекратить стрельбу по своему народу.
Американские чиновники не приемлют беспорядки в Сирии, с которой у Соединенных Штатов прохладные отношения, и по их словам, они разрываются между опасениями, что ее проблемы могут дестабилизировать соседей, таких как Ливан и Израиль, и надеждами, что они могут ослабить одного из ключевых союзников Ирана.
Беспорядки в Сирии продолжились в субботу, сообщают, что правительственные войска по-прежнему убивают протестующих.
Подтверждена гибель 61 человека от рук сил безопасности, статус острова стабильности среди бушующего Ближнего Востока, похоже, для этой страны безвозвратно утерян.
В течение двух лет Соединенные Штаты пытались уговорить Дамаск заключить мирный договор с Израилем и отойти от Ирана — эти бесплодные усилия сделали президента Обаму объектом для критики на Капитолийском холме за то, что он поддерживает один из самых репрессивных режимов в арабском мире.
Чиновники опасаются, что беспорядки там и в Иордании могут привести к еще большей изоляции Израиля. Израильское правительство уже обеспокоено из-за свержения лидера Египта Хосни Мубарака, опасаясь, что новое правительство не будет соблюдать мирный договор 1979 года между Египтом с Израилем.
Хотя Израилю в значительной степени удалось избежать вовлеченности в потрясения региона, взрыв автобуса на прошлой неделе в Иерусалиме, от которого погиб один человек и ранены 30, и град ракетных обстрелов из сектора Газа подогревают опасения, что группировка ХАМАС пытается использовать ситуацию неопределенности.
Беспорядки в Иордании, у которой есть собственный мирный договор с Израилем, являются также весьма тревожными, сказал высокопоставленный чиновник администрации. По его словам, Соединенные Штаты не считают, что Иордания близка к переломному моменту. Но столкновения, в которых один человек погиб и более сотни раненых, представляют серьезную угрозу для короля Абдаллы II, близкого союзника Америки.
В Сирии, однако, кризис намного серьезнее, он может представлять противоречивую дилемму для администрации, если г-н Ассад пойдет по пути своего отца и предшественника Хафеза Ассада (Hafez al-Assad), который в 1982 году отдал приказ о бомбардировке, от которой погибли, по меньшей мере, 10 тысяч человек в северном городе Хама. После вмешательства в Ливии с целью предотвратить массовые убийства в Бенгази, некоторые аналитики размышляют, как бы администрация не сделала то же самое в Сирии.
Хотя никто еще не говорит о зоне запрета для полетов над Сирией, представители администрации Обамы признают параллели с полковником Муаммаром Каддафи. Некоторые аналитики прогнозировали, что администрация будет соблюдать осторожность в оказании давления на г-на Ассада — не из-за лояльности к нему, а из страха, что на смену ему может придти суннитское правительство, возглавляемое потенциально большими радикалами и исламистами, чем его правительство алавитского меньшинства.
Но теперь, после применения насилия, говорят представители администрации, будущее г-на Ассада неясно. «Каким бы не было доверие к правительству, они его сегодня расстреляли — в буквальном смысле», — сказал сегодня о Сирии на условиях анонимности высокопоставленный чиновник.
По его словам, в ходе процесса г-н Ассад также, вероятно, лишился возможности стать партнером по миру с Израилем. В любом случае, такова долгосрочная перспектива — премьер-министр Биньямин Нетаньяху не проявил ни малейшего желания говорить с г-ном Ассадом, хотя администрация продолжала работать в этом направлении, направив несколько раз в Дамаск своего специального посланника Джорджа Митчелла (George J. Mitchell).
Г-н Ассад сказал, что он хочет заключить мирное соглашение с Израилем. Но если его население поднимет восстание, по мнению аналитиков, у него может на самом деле появиться мотив пойти на конфликт со своим соседом, лишь бы отвлечь внимание от домашних проблем.
«Невозможно достичь всеобъемлющего мира без Сирии, — сказал представитель администрации. — Это определенно в наших интересах стремиться к соглашению, но вы не можете заключить его с правительством, которое не имеет доверия со стороны населения».
Действительно, применение суровых мер ставит под сомнение взаимодействие США с Сирией. В июне прошлого года Госдепартамент направил к г-ну Ассаду делегацию с представителями Microsoft, Dell и Cisco Systems с сообщением, что он может привлечь больше инвестиций, если отменит цензуру в Facebook и Twitter. Хотя администрация возобновила экономические санкции в отношении Сирии, она одобрила экспортные лицензии на некоторые запчасти для гражданских самолетов.
Администрация Буша, напротив, в основном сторонилась Дамаска, отозвав своего посла в феврале 2005 года после убийства бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири (Rafik Hariri). Многие ливанцы обвиняют Сирию в причастности к убийству, но она это отрицает.
Когда г-н Обама назначил г-на Форда своим посланником в прошлом году, республиканцы в Сенате не утверждали его назначение в течение нескольких месяцев, заявляя, что Соединенные Штаты не должны поощрять Сирию более тесными связями. Администрация заявила, что получит больше влияния, возвратив посла.
Но официальные лица также признают, что г-н Ассад был бесконечным источником разочарования из-за углубления связей с Ираном и исламскими боевиками группы «Хезболла»; подрыва правительства Саада Харири в Ливане; развития ядерной программы и неспособности выполнить обещания по проведению реформ.
Некоторые аналитики считают, что Соединенные Штаты так стремились использовать Сирию, чтобы вывести из тупика мирные переговоры на Ближнем Востоке, что не смогли подтолкнуть г-на Ассада к проведению политических реформ.
«Он не дал нам ничего, хотя мы привлекли его к мирному процессу, — сказал Эндрю Тэблер (Andrew J. Tabler), который жил в Сирии в течение десятилетия и в настоящее время работает в Вашингтонском институте ближневосточной политики. — Я не говорю, что мы должны отказаться от мирных переговоров с Израилем, но мы не можем строить на этом нашу стратегию по данному вопросу».
Соединенные Штаты не имеют таких рычагов влияния на Сирию, как раньше на Египет. Но, заявил г-н Тэблер, администрация может ужесточить санкции, чтобы заставить г-на Ассада провести реформы.
Другие аналитики, однако, указывают на положительный эффект от волнений: они могут лишить Иран надежного союзника в распространении его влияния на Ливан, «Хезболлу» и палестинцев Западного берега и сектора Газы.
Это не мелочь, говорят они, учитывая, что Иран может получить выгоду от падения г-на Мубарака в Египте, переворота в Бахрейне, и как результат — охлаждения отношений между США и Саудовской Аравией.
«Там больше плюсов для США, чем минусов, — говорит Мартин Индик (Martin S. Indyk), вице-президент по внешней политике в Brookings Institution. — Мы заинтересованы в том, чтобы выстроить противовес тем преимуществам, которые Иран получил в других странах региона. Получается необычное соединение наших ценностей и интересов».

Опубликовано: 26/03/2011 18:29
http://www.inosmi.ru/asia/20110327/167792483.html

Оригинал публикации: Unrest in Syria and Jordan Poses New Test for U.S. Policy
http://www.nytimes.com/2011/03/27/world/middleeast/27diplomacy.html?_r=3&hp





Комментариев нет:

Отправить комментарий