США против Китая: два подхода к овладению ресурсами
Опубликовали: 2012-02-16 10:27:49
Пишем США и Китай, Евразию подразумеваем...
Пора назвать вещи своими именами и признать наличие двух геополитических полюсов в мире.
Один из них очевиден. И он не скрывает своей мощи, хоть, как и подобает одной из многих империй, прошедших полный путь от бурного развития и экспансии до заката и разложения, понимает неизбежность своего краха и пытается отсрочить неизбежную участь. И это – Соединенные Штаты Америки.
Другой полюс – окрепший великан, но пытающийся рядиться в подростковые одежды. Все еще пытается вести себя скромно, не демонстрировать имеющийся потенциал. Диктовать свою волю этому великану-подростку уже никто не в состоянии, но для того, чтобы отстаивать свои интересы в полной мере ему пока еще не хватает мышечной массы и набитых кулаков. И, невзирая на свою многотысячелетнюю историю, никак не хочет признаваться в своей супердержавности. И это – Китайская Народная Республика.
Такая своеобразная политика Китая полностью соответствует «заветам» Генерального Секретаря Коммунистической Партии Китая – Дэн Сяопина , сформулированным еще в 1978 году. Это восемь тезисов китайской стратегии:
- хладнокровно наблюдать;
- укреплять позиции;
- уверенно реагировать на изменения;
- скрывать свои возможности;
- выигрывать время;
- не привлекать к себе внимания;
- никогда не становиться лидером;
- заниматься конкретными делами.
Очевидно, супердержавность КНР наступит для всех «неожиданно», как морозы в феврале 2012 года.
Оба государства находятся в состоянии цейтнота.
Одному – США – необходимо успеть установить новую форму контроля в масштабах планеты над природными ресурсами, среди которых углеводороды – важнейшие, но не единственные. И сделать это необходимо в кратчайшие сроки – до того, как Китай создаст сопоставимые по мощи вооруженные силы и заявит о своих геополитических претензиях и амбициях во весь голос, без ненужной скромности. И до того, пока доллар перестанет выполнять свои основные функции.
Другому – Китаю – успеть использовать накопленные доллары в золотовалютных резервах, пока их еще принимают в оплату технологий и производственных мощностей. Золотовалютные резервы Китая составляют примерно 3,2 трлн. долларов, 70% из них номинировано именно в долларах. Нужно успеть инвестировать эту долларовую массу в источники ресурсов, технологии, и создать современные вооруженные силы, способные защитить интересы Китая в любо точке планеты.
Основные угрозы для США:
– растущее понимание удушающей роли доллара для всех стран мира, кроме США и Великобритании. Это понимание есть практически у всех государств мира. И растет не только желание изменить сложившуюся ситуацию, а и возможности это сделать. И как следствие – создание региональных валют, использование национальных валют в расчетах между странами, снижении доли доллара в золотовалютных резервах государств мира.
- темпы роста Китая, усиление его военной мощи. ВВП Китая в 2011 году – около 7 трлн. долл. по официальному курсу (11,3 трлн. – по паритету покупательной способности); 10,3% - рост ВВП в 2010 году и 9,5% в 2011 году. Доходы на душу населения с середины 90-х годов прошлого века за 15 лет выросли с 750 до 4100 долларов (!) . Рост военного бюджета Китая в 2011 году по сравнению с 2010 составил 17,7% и достиг 91 млрд.долл., из них 2/3 – расходы на ВМС. И это по официальным данным, по неофициальным они выше в 1,5-3 раза. В августе 2011 года Китай провел испытания своего первого авианосца. В обозримом будущем у ВМС Китая могут появиться еще 4 авианосных корабля.
В чем причина такой милитаризации Китая? Для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения необходимы ресурсы, в первую очередь - нефть. И вот здесь вырисовывается удивительная закономерность, о которой пойдет речь дальше.
Китай испытывал нехватку нефти до 1965 года. Проблему удалось решить с помощью открытия крупных месторождений Дацина и других, расположенных на востоке страны. Какое-то время нефть была источником валютных поступлений. Однако, с 1993 года добыча нефти на китайских месторождениях перестала удовлетворять потребности экономики. Китай был вынужден импортировать нефть. Жесткая, но мудрая политика руководства страны направлена на обеспечение энергетической безопасности, в связи с этим постепенно растет количество стран, поставляющих в Китай нефть – с 5 в начале 90-х до 35 в 1997 году. Увеличиваются инвестиции в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. К 2000 году традиционные ближневосточные поставщики обеспечивали 47% импорта нефти, Азиатско-Тихоокеанский регион – 18% и 20% - Африка (Нигерия, Ливия, Судан, Ангола и др.). До войны в Ливии Китай из Африки получал 30% неочищенной нефти. Сумма безвозмездной помощи и кредитов, предоставленных лишь четырем странам – Анголе, ЮАР, Нигерии, Мозамбику в четыре раза превышает кредиты, выданные МВФ всей Африке, расположенной южнее Магриба. На эти же страны приходится более 90% доказанных запасов африканской нефти. Растет объем торговли КНР с Африкой: в 1995 г. он был равен 6 млрд. долл., а 2010 году превысил 130 млрд. долл.
Сегодня Китай – второй по потреблению нефти в мире после США: 9,057 млн. баррелей в день в Китае и 19,150 млн. – в США.
Размах внешнеэкономической деятельности Китая поражает. Из выступления Ответственного секретаря Госсовета КНР Ма Кай на 15-й Китайской международной инвестиционно-торговой ярмарке, проходившей в городе Сямэнь в сентябре 2011 года: «За 30 лет в Китае были зарегистрированы в общей сложности 660 тыс. предприятий с участием зарубежных инвестиций, объем практически использованных иностранных капиталов составил 899 млрд долларов. Китай, в свою очередь, инвестировал капиталы в экономику 170 с лишним стран и регионов мира, при этом общий объем его прямых инвестиций уже превысил 180 миллиардов долларов».
Из августовской презентации директора департамента инвестирования и предпринимательства Конференции ООН по торговле и развитию Чжань Сяонин «Доклада о мировых инвестициях в 2011 году»: «…в настоящее время китайские инвестиции за рубежом уже охватили всевозможные сферы и регионы мира. Пропорция привлеченных в Китай инвестиций и инвестиций Китая за рубежом с 18:1 в 90-х годах прошлого века выросла до 2:1 в 2010 году. Возможно, что в ближайшие десять лет Китай в сфере инвестирования за рубежом испытает резкий скачок. По прогнозу, пропорция инвестиций Китая за рубежом и привлеченных в Китай инвестиций за 10 лет достигнет показателя 1:1. Это означает, что Китай станет нетто-экспортером капитала».
За последние 30 лет Китай дважды удваивал свой ВВП .
Это не может не беспокоить США. Напомним слова президента Барака Обамы, сказанные во время презентации в Пентагоне новой военной стратегии: «Мир должен знать: США не намерены утрачивать свое превосходство». И экономические успехи Китая заставляют США использовать все имеющиеся у них возможности для затормаживания темпов роста Поднебесной.
Несомненно, в США отлично информированы об открыто декларируемых планах Китая. Еще в 2002 году на XVI съезде КПК была поставлена задача «начать новый этап экономического роста», «преодолеть нарастающие диспропорции в развитии территорий, а также города и деревни и перевести государство и общество из пассивной в активную фазу политико-экономического рывка к мировому триумфу КНР», назначенному на 2019 год.
Как остановить рост пока еще не врага, но конкурента?
Средств много, они используются системно и комбинированно. И если вооруженная агрессия против Китая уже невозможна, то извне формируется и финансируется внутренняя оппозиция как средство давления, используются обвинения «международным сообществом» в недостаточной демократичности, «нерыночной конкуренции» и т.д. и т.п. Но одно из важнейших средств борьбы с конкурентом – лишение доступа к ресурсам, без которых невозможен экономический рост страны.
Война в Ираке. Пожалуй, первая откровенная, не прикрытая вооруженная агрессия США против суверенного государства, направленная не только и не столько против уничтожаемого государства, сколько против Китая. Невзирая на ограничительное экономическое и торговое эмбарго, действующее против Ирака с 1996 по 2003 год, Китай в 1997 году подписал контракт на разработку месторождения Аль-Ахдаб, в надежде на снятие санкций в будущем. Но, в результате агрессии США против Ирака, в мае 2003 года контракт был приостановлен представителем новой колониальной администрации – исполняющим обязанности Министра нефтяной промышленности Ирака Тамиром Гадбаном, т.к. по его словам «Ирак не признает условий нефтегазовых соглашений, подписанных во время баасистского режима». То же случилось и с многими иными, подписанными правительством Саддама Хусейна договорами на поставку нефти и разработку месторождений с Россией, Францией и пр.
К слову, первый контракт на восстановление и разработку нефтяных месторождений в оккупированном Ираке получила нефтесервисная компания «Халлибертон» (ее главным исполнительным директором в 1995-2000 годах был Ричард Брюс «Дик» Чейни, более известный, как Дик Чейни, о чем далее также вспомним).
Война 2003 года США в Ираке за «демократию» перевела управление этим арабским государством и его запасами природных ископаемых в ручной режим, сделала США главным распорядителем в раздаче контрактов по иракской нефти.
Лишь в августе 2008 года китайская компания CNPC все-таки подписала договор с Министерством нефтяной промышленности Ирака на разработку месторождения Аль-Ахдаб. А значит, Китаю удается возобновить работу в нефтяной сфере с Ираком и решать задачи по диверсификации источников поставки углеводородов. Однако, чтоб вернуться в Ирак, Китаю пришлось «простить» 8 млрд. внешнего госдолга Ирака. Также остаются серьезными рисками для Китая административная и регулятивная нестабильность, угроза терактов и роста насилия в Ираке, в значительной степени управляемые США. Это в любой момент может создать серьезные трудности для деятельности китайских компаний в Ираке.
Судан. С 1999 по 2009 год КНР инвестировала в некогда единую страну более 15 млрд. долл. Китай инвестировал не только в нефтедобычу, но и в строительство дорог, школ, больниц для местного населения. На Судан приходилось 7% китайского импорта нефти, а для Судана это 60% ее экспорта. Климатические условия работы в Судане давали существенные преимущества относительно неприхотливому китайскому персоналу в сравнении с коллегами из США, Франции, Великобритании. Что может быть эффективней для создания трудностей конкурентам, несовместимых с продолжением их деятельности, чем организация на целевой территории «неуправляемого хаоса»? Предпосылки для традиционных долгоиграющих межэтнических и межконфессиональных проблем были не менее традиционно заложены еще во времена Британского колониального владычества. До 1955 года Британия раздельно управляла Севером и Югом Судана, проводила христианизацию Юга, и даже вводила визы для суданцев (с 1922 г.), пересекающих границу между двумя территориями. В 1956 году было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме при доминировании северян.
По уже отработанной схеме было проведено расчленение Судана на два территориальных государственных образования: на Южный Судан (в основном христианский), получивший свою независимость в результате январского референдума 2011 года и Судан (в основном мусульманский), который лишился своей южной части. Кроме различия в религиозных предпочтениях, что всегда может быть эффективно использовано для создания напряженности, вплоть до вооруженных столкновений, причиной для конфликтов не может не быть отход 75% некогда общих нефтяных запасов Южному Судану. В то же время, Северный Судан контролирует трубопроводы, по которым нефть Юга идет на экспорт.
Заверения руководства как Северного, так и Южного Судана в нежелании воевать настолько регулярны и убедительны, что невольно вызывают предчувствия очередной гражданской войны. И здесь камень преткновения, естественно – распределение доходов от нефти. В январе 2012 года Южный Судан приостановил работу нефтепровода, по которому нефть поступала в Судан, в ответ на то, что Северный Судан ранее запретил двум танкерам с южно-суданской нефтью выйти из порта (из-за неуплаты таможенной пошлины, установленной Севером для Юга; в свою очередь Юг считает грабежом стоимость транзита – 22 дол. за баррель). В начале февраля 2012 Президент Судана Омар Хасан Башир заявил, что отношения с Южным Суданом весьма напряженные и скорее ближе к войне, чем к мирному сосуществованию.
Естественно, в таких условиях проблематично вести речь об иностранных инвестициях и работе иностранных компаний, даже китайских.
А чтобы локальный хаос был более управляемым и «стабильным», заложена еще одна мина – спорная территория между Севром и Югом Судана – штат Южный Кордофан. 28 января 2011 года в этом штате были захвачены 28 китайских рабочих.
Будущее 15 млрд. долл. китайских инвестиций в Судане очень туманно.
Ливия. Вторая прямая вооруженная агрессия против независимого государства, направленная, в том числе и против Китая – осуществлена США в 2011 году. События в Ливии сложно прокомментировать точнее, чем это сделал республиканец Пол Крэйг Робертс, известный экономист, в настоящее время – аналитик Гуверского Института (во времена президента Рональда Рейгана – заместитель министра финансов США, отец «рейганомики», кавалер Ордена Почетного легиона): «Мы не хотим свергать правительство Бахрейна или в Саудовской Аравии, где оба правительства применяют в отношении протестующих насилие, потому что они являются нашими марионетками, а в Бахрейне у нас есть крупная военно-морская база. Мы хотим свергнуть Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, потому что хотим выгнать Китай и Россию из Средиземноморья <...> Китай осуществлял масштабные энергетические инвестиции на востоке Ливии и полагается на нее, наряду с Анголой и Нигерией, в плане своих энергетических нужд. Это попытка США отказать Китаю в ресурсах, так же как Вашингтон и Лондон отказали в ресурсах китайцам в 30-е годы».
Что можно еще добавить? До войны 2011 года на Китай приходилось 11% нефтяного экспорта Ливии. Потери, нанесенные Китаю Соединенными Штатами вместе с другими соучастниками убийства Ливийской Джамахирии, огромны. Китай реализовывал 50 проектов на общую сумму в 18,8 млрд. долл. В Ливии работало 75 крупных китайских компаний и до 30 тыс. китайских рабочих, которые вынуждены были вернуться домой после начала войны. Нет однозначного ответа на вопрос – что будет с этими инвестициями? Скорей всего их можно будет вписать в графу – «очередные потери Китая вследствие войны, организованной США».
Нигерия. За последние 13 лет – с 1998 года товарооборот между Китаем и Нигерией вырос почти в 8 раз – с 384 млн. до 3 млрд. долл. К началу 2011 года Китай завершил строительство 117 подрядных объектов в Нигерии общей стоимостью 2,18 млрд.долл., что на 53,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года. В 2011 году еще 242 объекта находились на стадии строительства, общая сумма договоров на проведение этих подрядных работ китайских компаний достигала 12,55 млрд. долл.; в железные дороги Нигерии было вложено около 1 млрд. долл.; 267 млн. долл. – на создание зоны свободной торговли Лекки. Объем инвестиций Китая в нигерийскую нефтедобычу к концу 2011 года достиг 4 млрд. долл.
В соответствии с заключенным в 2010 году соглашением о сотрудничестве в нефтяной отрасли, Китай планирует оказать Нигерии помощь в строительстве трех НПЗ суммарной мощностью переработки 885 тыс. баррелей нефти в сутки. Общий объем инвестиций в строительство этих НПЗ оценивается в 25 млрд. долл. Нефтяная отрасль – важнейшая для экономики Нигерии (7-е место в мире по уровню добычи нефти), она дает до 95% всех валютных поступлений в страну, и по традиции находится под личным контролем и управлением президента страны.
Так же как и в Судане и в других странах, Китай не ограничивается чисто промышленными и исключительно деловыми интересами. Китай мудро воспитывает лояльность к своему государству, завоевывает симпатии населения страны, в которой ведет свою экономическую деятельность. Несколько сотен нигерийских студентов получили возможность обучаться в Китае.
По итогам 2010 года Нигерия была вторым по величине в Африке рынком для экспорта китайской продукции и занимала четвертое место в списке торговых партнеров Китая на континенте.
Такие «прокитайские» вольности никак не могут остаться без внимания США. Упомянутая ранее компания «Халлибертон» была одной из первых компаний, начавшей активную работу на нигерийском рынке углеводородов – с 1994 по 2004 год компания потратила на взятки в Нигерии 180 млн. долл. для получения контракта суммой в 6 млрд. долл. на строительство завода по сжижению газа (Нигерия обладает 50% запасами газа Африканского континета). Это было признано компанией в суде США. В то время ею руководил Дик Чейни (с 2001 по 2009 год занимавший пост вице-президента США, с 20 марта 1989 года до 20 января 1993 года – министра обороны без личного военного опыта, что не помешало ему провести военные операции «Буря в пустыне» (Ирак) и «Правое дело» (Панама)).
17 декабря 2010 года власти Нигерии отказались от выдвинутых в суде этой страны обвинений против бывшего вице-президента США Дика Чейни и американской корпорации «Халлибертон». Правда, после договоренности о выплате корпорацией штрафа в 250 млн. долл.
Вероятно, именно поэтому в последнее время США активно обвиняют Нигерию в невиданной коррупции – кто может знать лучше о коррупции в Нигерии, чем спецы из США – у них все квитанции на руках. Как известно, обвинения в коррупции предшествовали последующим организованным переворотам в Египте, Тунисе и других странах. Можно считать, что формальный повод для «перемен» в Нигерии уже есть.
Китайское присутствие будут ликвидировать в этой стране с использованием и других традиционных способов: межконфессиональные столкновения и помощь МВФ.
Напряжение между христианской общиной, в основном сосредоточенной в южных районах страны, и мусульманской, преобладающей в северной части, уже нарастает. «Благодаря» деятельности экстремистских исламских организаций, в частности «Бока Харам», против христиан Севера уже ведется террористическая работа, что вынуждает их бежать на юг, встречным потоком, естественно, уходят мусульмане на север.
Для перерастания террористических выпадов в полномасштабную войну значительных усилий не нужно. Для надежности, в стране активно работают «советники» от МВФ. Используя руандийский опыт создания условий для геноцида одной части населения страны против другой, международные финансовые консультанты насоветовали президенту Нигерии Джонатану Гудлаку отменить субсидии на импорт нефтепродуктов – на них уходило до 25% бюджета страны. Пока Китай не реализовал проекты по созданию местных НПЗ, Нигерия вынуждена импортировать готовые нефтепродукты и экспортировать лишь сырую нефть. Кустарной переработкой нефти занимаются местные банды, воруя сырье из трубопроводов. Объемы таких потерь составляют от 10 до 20% всей добычи! В результате нововведений с 1 января 2012 года цены на бензин в стране поднялись в 2,5 раза, соответственно не остались в долгу и цены на остальные товары. Социальная напряженность в стране достигла градуса кипения, вылилась в общенациональную забастовку. Вероятно, президент Гудлак откажется от желания сэкономить 8 млрд. долл., которые рассчитывал получить в результате отмены субсидий, но народ уже вышел на улицы и лозунги всегда можно вовремя заменить – это неоднократно демонстрировалось в 2011 году в разных странах.
События в Нигерии «под контролем». Можно ожидать их управляемого развития и превращения в «народную революцию» со значительной долей стихийного бандитизма. Очевидно, судьба китайских инвестиций в этой стране будет такая же как и в Ираке, Ливии…
Иран и Ангола. Сначала Иран? В списке основных поставщиков нефти в Китай страны, занимающие «призовые» места, постоянно меняются. В 1998 году первую тройку экспортеров нефти в КНР составляли Иран, Йемен и Индонезия. В 2001 г. – Иран, Саудовская Аравия и Оман. В 2004 г. – к этой группе стран добавились Ангола, Россия, и Судан. В 2004 году по объему поставок нефти в Китай первое место у Саудовской Аравии – 17,24 млн.т., 2-е Оман – 16,34 млн.т., 3-е Ангола – 16,2 млн.т., 4-е – Иран - 13,2 млн.т. и 5-е – Россия – 10,77 млн.т.. С 2005 по 2010 годы первое место было за Анголой – 14% общего импорта нефти Китая. И даже то, что в 2011 году на первое место вышла снова Саудовская Аравия не означает уменьшение значения роли Анголы и Ирана в поставках углеводородов для Китая.
Ангола. Общий объем инвестиций США в добычу углеводородов в Анголе превысил 4 млрд. долл., а доля в ангольском экспорте составила 37%. Китай по объемам закупок опередил американцев – с 2010 года 40% нефтяного экспорта Анголы уходит в Китай.
По всем «первичным признакам» Анголу ждут серьезные социальные потрясения.
Под каким предлогом они начнутся – не столь важно. Возможно «закваска» событий будет отснята в Голливуде, возможно, прибегнут в компьютернчой графике или воспользуются кадрами из Ливии или Руанды для создания впечатления «беды» и необходимости оказания «гуманитарной помощи» с установлением «бесполетных зон». Все это – несущественные мелочи в эпоху информационных технологий.
Возможно, Ангола будет следующей страной подвергнувшейся американской «демократизации» после Ирана.
Иран. Обратный отсчет времени до начала войны начался. Поставки из Ирана в первой половине 2011 года выросли на треть. Иранская нефть – это 20% всего импорта нефти Китая (суммарно из остальных стран Персидского залива – 13%). Китай не поддерживает санкции против Ирана и вместе с Россией блокирует попытки «мирового сообщества» использовать ливийский сценарий.
Нынешняя подготовка войны с Ираном обусловлена не только задачей установления контроля над углеводородными запасами этой страны. Переплелись многие сюжетные линии, сошлись более глобальные интересы. И если в Госдуме России возможную войну в Сирии называют «Брестской крепостью для России» - аналогия, возможно, красивая, но не точная. «Брестских крепостей» было достаточно – Югославия, Чечня, Ливия… Точнее можно сравнить приближающуюся войну с Ираном (а не с Сирией) со Сталинградом. Тогда весь мир ожидал результата битвы на Волге – в случае сдачи города в войну должны были вступить Турция и Япония, и как бы развивались события в таком случае, предположить сложно.
Война в Иране – выдернутая чека! С его падением начнется цепная реакция неконтролируемого распада государств в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Впрочем, в США эти территории давно называют «Великим Востоком». Курдистан, Белуджистан – скоро появятся новые косовоподобные псевдогосударства. Россия может окончательно потерять свой авторитет, который при Путине только начал свое восстановление в мире.
Судьбу Ирана может изменить лишь обыкновенное чудо, например, внезапно успешно проведенные испытания ядерного оружия и заявление о наличии ядерных зарядов, готовых к использованию, или скоординированные действия по защите Ирана от внешней агрессии со стороны Китая и России (том числе, и военная помощь).
Из откровений Г.Киссинджера от 27 ноября 2011 года: «Соединенные Штаты ослабляют Китай и Россию, а последним гвоздем в крышке гроба будет Иран…»; «Контролируйте нефть - и вы будете контролировать страны; контролируйте еду - и вы будете контролировать людей»; «Мы сказали нашим военным, что нам нужно завоевать семь стран на Ближнем Востоке для получения их ресурсов. Работа почти выполнена. <...> Осталась последняя ступенька, а именно Иран, который полностью изменит баланс. <...> Из пепла мы построим новое общество, останется лишь одна сверхдержава, победит мировое правительство. Не забывайте, что у Соединенных Штатов лучшее оружие, у нас есть такие штучки, каких у других нет и в помине. И мы все это продемонстрируем, когда настанет время» . Какие еще могут быть комментарии? Можно лишь добавить то, что США приняли закон, по которому все договора подписанные с Центральным банком Ирана считаются незаконными! Теперь основа международного права – законодательство США?
На сегодняшний день реалии таковы: борьба за ресурсы ужесточается. И в этой борьбе существует два основным подхода:
Первый – «китайский». Стратегия экономической и культурной экспансии, при которой доступ к ресурсам обеспечивается инвестициями, сотрудничеством, воспитанием лояльности населения к иностранным инвесторам через создание рабочих мест, повышение уровня жизни, строительства школ, дорог, больниц для населения страны-партнера.
Второй – «американский». Война и установление территорий «управляемого хаоса» с резким понижением уровня жизни населения. Организация «демократических» переворотов, после которых прежние инвесторы изгоняются из страны, а новый проамериканский режим пересматривает ранее заключенные договоренности в пользу США и их ближайших союзников-соучастников.
Список стран, из которых США изгоняют Китай, можно было бы продолжить. Но тенденция очевидна. Невольно возникает вопрос – как долго еще Китай способен терпеть подобные унижения? И какой путь изберет Китай – защита своих прежних инвестиций или поиск других направлений своей экспансии? Стоит ли дразнить дракона, если он не находится в клетке? Да и клетку необходимых размеров никто из нынешних архитекторов нового мирового порядка уже не в состоянии построить.
P.S. Такое противостояние нынешних супердержав не может не отражаться на внешней политике и экономике стран постсоветского пространства. И, в первую очередь – России.
Россия, с развалом СССР, временно утратила статус геополитического полюса, но стабильно идет по пути его возвращения с 2000 года. По объему полезных ископаемых на одного жителя страны Российская Федерация является абсолютным мировым лидером, с большим отрывом от ближайших конкурентов. И катастрофически проигрывает Китаю при сравнении людских потенциалов.
Учитывая многовековую успешную практику англосаксов по стравливанию своих конкурентов между собой для последующего «загребания жара чужими руками», можно предположить, что нынешняя политика США является продолжением политики, которая оправдывала себя в организации Первой и Второй мировых войн.
Нынешняя политика США в отношении Китая не сводится только лишь к отрезанию его от источников ресурсов по всей планете. Происходит «ненавязчивое» выдавливание Китая, как из тюбика, в направлении Российских территорий для удовлетворения его ресурсных потребностей. И, можно быть уверенным, любой шаг в этом направлении будет поддержан «мировым сообществом». И будет оказана помощь в теоретическом обосновании территориальных и прочих претензий к России. Идеальный вариант – организация кровопролитного столкновения с максимальной степенью взаимного уничтожения. Такое развитие событий утилизирует «излишки» человеческих ресурсов, об избытке которых на планете так часто стенают англосакские «демографы». И произойдет эта утилизация за счет самых значительных конкурентов – Китая и России. После этой (возможной) катастрофы, как всегда на «белом коне» или на «хаммере», появится «мудрый» миротворец в наряде морпеха ВС США для установления «правильного» и очень демократического режима для «рационального» управления сибирскими и дальневосточными природными богатствами.
Однако, военная угроза Китая постсоветским территориям – тема отдельного разговора.
Судя по тому, что основные военные расходы КНР связаны с ВМС, а не с сухопутными войсками и авиацией, а развитие торговых отношений между Россией и Китаем, в т.ч. и области поставок энергоносителей, происходит на взаимовыгодной основе, можно предположить, что ближайшие и среднесрочные планы Поднебесной связаны с защитой своих интересов в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
Однако, порох всегда нужно держать сухим в любом случае.
P.P.S. Когда идея овладевает десятью, ста тысячами, и даже миллионом человек в границах одного государства, то это лишь «мнение» большинства или меньшинства, или оппозиции, или сторонников каких-то иных сил, идеологий, принципов и т.д. Но когда «идеи овладевают массами» в объеме более миллиарда человек, то это уже не просто «материальная сила», а явление «непреодолимой силы». Особенно в том случае, если эта сила обеспечена, помимо прочего, и ядерным оружием.
Необходимо принимать во внимание внутренние проблемы Китая, которые будут ежегодно усиливаться, и создавать значительною угрозу внутренней стабильности государства:
- старение населения вследствие политики сокращения рождаемости;
- усиление социального расслоения общества и появления класса буржуазии, какими бы коммунистическими идеями не прикрывались официальные власти КНР;
- региональная дифференциация уровня доходов.
Соседним странам также нужно учитывать:
- наличие территориальных претензий Китая ко всем государствам-соседям. В частности к России: КНР может «разморозить» прежние, не упоминающиеся в последние годы, но никуда не исчезнувшие, территориальные претензии суммарной площадью более 1,5 млн.кв.км.
- официальные программы по заселению некоторых государств мира китайским населением;
- значительный объем инвестиций осуществленных Китаем по всему миру.
Когда дело доходит до обоснования территориальных претензий, Китай моментально проявляет себя, как Империя с многотысячелетней историей, забывая о том, что «необходимо быть скромным». В ход идут географические карты и ссылки, к примеру, на границы государства Бохай, которое существовало в VIII-Х веках, и которое не было вполне китайским, а находилось под китайским протекторатом, но это уже не столь важно. Важно то, что его границы простирались от Корейского полуострова и Охотского моря до Приамурья и Южного Приморья. А то, что Китай потерял такие территории, то в этом вина Британской Короны, которая Опиумными войнами ослабила Китай и не оставила шансов отстоять свои интересы на северных границах, вследствие этого Росси удалось подписать Айгуньский договор в 1858 году и Пекинский договор в 1860 году, установив нынешние границы. Некоторые китайские теоретики даже завоевания татаро-монголов склонны вписывать в «юридическую базу» обоснования территориальных претензий. В таком случае могут возникнуть запросы и на территорию Киевской Руси и Московского княжества.
Многих всерьез насторожили и надолго врезались в память, ставшие широко известными, слова из газеты Народно-освободительной армии Китая «Цзефанцзюнь бао» от 3 апреля 1988 года: «Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом, который осуществляется за пределами географических границ, в конечном итоге приведет к переносу географических границ».
Кроме проблем и задач у КНР есть ряд неоспоримых преимуществ:
- управление государством Коммунистической Партией Китая все же никто не отменял, а это позволяет концентрировать в нужном месте и в нужное время колоссальные ресурсы, благодаря чему Китай способен совершать впечатляющие прорывы в области развития науки и техники; а также снижает риски развития внутренних революционных настроений, которые растут, в соответствии с теорией революции Крейна Бринтона («Анатомия революций» 1938 г.), при стабильном экономическом росте государства.
- людской потенциал и наличие собственного ядерного оружия предоставляет серьезные аргументы «против» всем тем, кто решит вести войну на взаимное уничтожение.
- постоянный рост доходов населения, что выступает противовесом развития социальной напряженности из-за усиления разницы в доходах разных групп населения.
У России есть свои колоссальные ресурсы, и нет амбиций по «захвату мира», нет и соответствующей политики, и даже в отдаленной перспективе такой политики не будет. А война с Россией все еще чревата полным уничтожением агрессора.
У Китая есть амбиции, есть соответствующая политика и есть перспективные возможности реализации этой политики. А объективная необходимость конфронтации с Россией пока еще отсутствует.
Ресурсно-технологический симбиоз России и Китая мог бы быть выгоден обеим державам, а их современные интересы на международной арене зачастую совпадают. И на недопущение взаимодействия, усиления сотрудничества и координации действий во внешней политике России и Китая направлены все усилия организаторов войн и переворотов последних, прошедших после Второй мировой войны.
Александр Дудчак, к.э.н. (Киев)
http://www.geopolitica.ru/Articles/1377/
Комментариев нет:
Отправить комментарий