Цитата:





"Лучший способ сбросить правительство — это войти в него".

Слова министра иностранных дел послереволюционной Франции при всех ее режимах — Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана-Перигора, 1754—1838).





суббота, 26 декабря 2009 г.

Экономические убийцы, шакалы \ простым языком \ коммент на фильм Аватар

 Особенно с ходу зацепило масштабное полотно а ля Апокалипсис Нау -уничтожение деревни с воздуха морпехами. ПМСМ это даже не аллюзия, а мощная и крепко действующая через перцепты и аффекты иллюстрация войны во Вьетнаме и прочих художеств теперешней Империи добра . Перцепт. По Делезу






Сюжет и фабула тем не менее примитивны и сто раз обыграны, "научной" фантастикой можно не заморачиваться, _идеальное_ как субстанция (в том числе для передачи "родовой связи" в виде особой хим.энергии по нервам к USB-портам) ходит по всей планете. Память и голоса предков там. Но это просто механико-материалистический протез родовой и межвидовой (с живностью) связи, иначе современным англосаксам этой идеи _реальности родовых и видовых связей всего живущего сквозь время_(для них нетривиальной - она сожрана религиями)и так ,чтоб до нутра проняло, не понять.



Фильм по уровню художественности (не технологии съемок и режиссуры) вообще для детей , для школы первой ступени . Вместо Конан-варваров. Наверно, это не самый большой порок

"АВАТАР" В "СОВЕТСКОЙ РОССИИ"

17 декабря в России состоялась премьера фильма «Аватар», снятого знаменитым американским режиссером Джеймсом Кэмероном. В шоу-бизнесе любят назвать каждого второго «знаменитым» и «выдающимся», но в данном случае эти эпитеты оправданы – в активе у Кэмерона фильмы «Терминатор 1 и 2» и «Титаник».

В среде компьютерных пользователей термин «аватар» означает картинку, под которой пользователь пишет в Интернете, его интернет-образ.

Новый фильм анонсировали как что-то совершенно потрясающее, бюджет 260 миллионов дол­ларов, самый большой за всю историю кинематографа. Кэмерон делал «Аватар» 4 с половиной года.

Забегая чуть вперед, скажу, что, на мой взгляд, фильм действительно совершенно уникальный, удивительный, во многом революционный и с технологической, и с художественной точки зрения, лично я действительно никогда не видел ничего подобного. Кроме того, он снят по технологии 3D, то есть объемная трехмерная картинка, которую надо смотреть в специальных очках, благодаря чему создается полный эффект присутствия.

Но, разумеется, настоящее искусство должно быть проникнуто гуманизмом и прогрессивным содержанием, а потому главное достоинство фильма – не художественные и технологические решения, еще раз повторю, совершенно выдающиеся. Главное – идея, и вот тут Джеймс Кэмерон как раз не разочаровал.

На планете Пандора живут люди-кошки. Живут они общинами, живут в мире между собой и в пол­ной гармонии с природой. На первый взгляд, цивилизация пандорцев примитивна, но легко увидеть, что, отказавшись от машин, пандорцы достигли высочайшего искусства в отношениях с животным и растительным миром, поднялись до высот, которые и не снились человечеству. Они не просто любят свою планету, а живут с ней в настоящем симбиозе, чувствуют ее и чувствуют все живое на ней. Люди-кошки очень миролюбивы, и даже когда им приходится убивать животное, они просят у него прощения (тут явный отсыл к «Старику и море» Эрнеста Хемингуэя).

К несчастью, планета Пандора богата совершенно ненужными пандорцам природными ресурсами. В ее недрах есть энергоноситель, за который на Земле дают 20 миллионов долларов за килограмм. Поэтому на Пандоре появляется американская космическая база – первый отряд колонизаторов. Первоначально миссия ставит вроде бы благородные мотивы – изучить пандорцев и договориться с ними.

Небольшое отступление – для американской фантастики вообще характерен страх перед будущим. Как правило, оно показывается как сегодняшний день, только более технологичный и жестокий. В советской фантастике была совсем другая стратегическая линия – человечество со временем будет развиваться прежде всего духовно, что как раз и обусловит технический прогресс. Поэтому в западной фантастике всегда присутствует страх перед пришельцами, да и земные колонисты ведут себя как оккупанты, а советская фантастика исходила из того, что если уж разумные существа сумели преодолеть просторы Вселенной, значит и духовно они настолько развиты, что не могут причинить никакого вреда младшим братьям по разуму. Может, причина как раз в том, что европейцы и американцы всегда всех колонизировали, сгоняли, порабощали – поэтому ждут такого поведения от более высокоразвитой, а значит, и более сильной цивилизации. Сами-то они именно так бы и поступали.

Бывший морской пехотинец Джейк Салли (австралийский актер Сэм Уортингтон) должен выступить в качестве разведчика. Джейк после ранения передвигается только на инвалидной коляске, но его подключают к «аватару» – искусственно сделанной копии пандорца. Именно эту копию внедряют к аборигенам. Перед ним ставят задачу войти в доверие к аборигенам и договориться с ними. Хотя командованию понятно, что всерьез никто договариваться не собирается.

Джейк, в общем-то простой парень, попал в экспедицию случайно, после гибели своего брата-близнеца. А «аватар» настроен на конкретный генетический код, потому не подойдет ни к кому другому.
 
Поэтому Джейк чист душой и сердцем, что оказывается очень полезным – аборигены, умеющие видеть душу человека, принимают его к себе. В течение трех месяцев Джейк живет среди пандорцев и за это время успевает полюбить их. Он действительно старается понять пандорцев и уверен, что с ними будут договариваться. Первая часть фильма, около часа рассказывающая о приключениях Джейка на Пандоре – удивительно, потрясающе красивая. Настолько красивая, что просто захватывает дух – огромные леса, водопады, радуги, невероятный животный и растительный мир. Уверен, «Оскар» художникам этого фильма обеспечен. Благодаря объемной технологии 3D, такое впечатление, что пандорские букашки садятся прямо тебе на руки.


К несчастью, деревня людей-кошек и их главная святыня – огромное дерево – «мать всех пандорцев» – расположены как раз над крупнейшим месторож­дением энергоносителей. Джейк пытается объяснить руководителю колониального корпуса, что пандорцы уникальная, высокодуховная цивилизация, достигшая гармонии, что они добры и гуманны. «Что мы можем предложить им? – говорит Джейк. – Они не продадут свою Родину за дешевое пиво и джинсы».


Руководитель, эдакий приказчик-управляющий отвечает в самой грубой форме: «Ты разведчик, и меня не интересует весь этот мистический бред. Меня интересует только то, что акционеры вложили деньги и теперь требуют как можно скорее вернуть их! Даю тебе три дня сроку договориться с этим синим зверинцем, после чего в дело вступит армия!»

Колонизаторы и не понимают, что этот «зверинец» на голову более развит, чем они. Не то чтобы колонизаторы сами по себе злы. Просто, несмотря на всю свою технику, они очень примитивны в своем практицизме. Деньги, акции, прибыль – это они понимают. А если что-то мешает, оно должно быть уничтожено.
Джейк, понимая, что произойдет, пытается уговорить аборигенов уйти, но те отказываются. «Это наша Родина, – говорит вождь. – И мы никуда не уйдем».


И вот тут райская идиллия превращается в трагедию. Американские вертолеты окружают деревню, и начинается настоящая бойня – пандорцев расстреливают ракетами и жгут напалмом, уничтожают их святыни и природу, не жалеют женщин, стариков, детей, не щадят ни людей, ни зверей, откровенно наслаждаясь зрелищем убийств и своей, как они думают, несокрушимой мощи – как знакомы нам эти кадры! Только не по фильмам, а по самой что ни на есть жизни – Вьетнам, Югославия, Ирак и т.п.

Как в первой части фильма Кэмерон не жалел красок для прекрасного мира Пандоры, так и тут ужасы войны показаны со всей наглядностью. Никаких полутонов – вот безжалостный агрессор, оккупант, а убивает он за сырье и деньги ни в чем не повинных мирных жителей. За ним стоят еще более страшные и безжалостные «акционеры». Когда загорается и падает дерево – «мать всех пандорцев», когда бедные пандорцы разбегаются с маленькими детьми на руках, у нас прямо слезы на глаза навернулись.
Увы, у пандорцев, как и сейчас у югославов, иракцев и многих других нет Большого Брата – СССР, который мог бы защитить их, за чьей широкой спиной они все чувствовали себя в безопасности и которого американская Империя Зла не только боялась, но и уважала за его силу. Большой Брат был непобедим в войне, но, увы, в нем нашлись люди, которые открыли ворота крепости за те самые дешевое пиво и джинсы.


И тогда Джейк решает сам возглавить пандорцев, поднять их на борьбу с врагом. «Братья и сестры! (я не шучу, именно так в фильме) – обращается он к пандорским племенам. – На нашу землю пришел враг и мы должны объединиться в борьбе с ним!»

Третья часть фильма – освободительная война. Повстанцы, добрейшие люди-кошки, доведенные до отчаяния, во главе с Джейком устраивают восстание и вышвыривают оккупантов со СВОЕЙ планеты. При этом вся планета помогает своим детям в борьбе против чужаков. Симпатии Кэмерона четко и однозначно на стороне синих кошек, сражающихся за свою Родину с Империей Зла.
Мы часто и по делу ругаем американский кинематограф. Но в данном случае я был очень рад, что Джеймс Кэмерон, один из лучших режиссеров, собрал блестящую творческую группу и огромные ресурсы, чтобы донести до всех нас самые простые и такие важные вещи: дешевое пиво и джинсы – еще не повод разрушать другую цивилизацию.


А всякая революционная идея, как говорил Ленин, только тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет себя защищать.

Дмитрий Аграновский.
Электросталь,
Московская область.
"Советская Россия", 22 декабря 2009 года.

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56744

Комментариев нет:

Отправить комментарий