Двуствольное министерство
Закупки армией техники будут курироваться гражданскими структурами Минобороны, а на долю военных останется лишь ее эксплуатация
Алексей Никольский, Ведомости
13.07.2010, 127 (2645)
В Министерстве обороны принято решение отделить административные функции от оперативных — первыми будут заниматься гражданские службы военного ведомства, а вторыми собственно военные. Как заявил в интервью «Российской газете» первый замминистра обороны Владимир Поповкин, который теперь как раз курирует «гражданские» службы по закупкам вооружений и предметов тылового снабжения, «создается гражданский ствол», который будет обеспечивать войска, и военный «ствол», который займется боевой подготовкой, эксплуатацией и применением военной техники. Все закупки выводятся из-под контроля военных, в том числе начальника Тыла Вооруженных сил и начальника вооружений, сказал Поповкин.
Идея отделения войсковых служб от денег, которые идут промышленности или поставщикам ГСМ, вещевого довольствия и продовольствия, продвигается уже много лет, говорит чиновник Минобороны. Но в мае этого года с реанимацией Агентства по поставкам вооружений при Минобороны и назначением самого Поповкина первым замминистра по вооружениям она окончательно утвердилась, говорит он.
Когда военные распоряжались деньгами, они заказывали то, на чем сами могли заработать по коррупционным схемам, теперь эта связка устраняется, говорит чиновник Минобороны, что приведет к значительной экономии средств и прекращению бессмысленных закупок и разработок. Некоторые из этих разработок соответствовали уровню Первой мировой войны. Недавно были прекращены опытно-конструкторские работы по созданию банно-прачечного поезда нового поколения, продолжавшиеся несколько лет по инициативе Тыла Вооруженных сил, напоминает чиновник. При новой системе армия по большинству типов техники, имеющей гражданские аналоги (например, автомобилям), вообще не будет финансировать опытно-конструкторские работы, а станет покупать готовую технику, удовлетворяющую ее требованиям, говорит офицер центрального аппарата Минобороны.
Когда военные сами распоряжались деньгами, выделяемыми на закупки вооружений, они часто прикармливали близкие им структуры, чаще всего — ремонтные заводы Минобороны, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Так, ВВС России до 2008 г. не интересовались закупками новых самолетов и вооружений потому, что все средства пропускались через авиаремонтные заводы.
http://www.vedomosti.ru/
18:24 22.04.2010
Минобороны: нет брони в России – купим на Западе
Кирилл Говоров
Решение о приобретении израильских беспилотных летательных аппаратов на сумму в несколько десятков миллионов долларов принято, несмотря на наличие отечественных аналогов. В разное время в России испытывали БПЛА вертолетного типа «Ворон», разработанный в КБ «Искатель» МАИ, БПЛА «Элерон» разработки казанского ЗАО «Эникс». Также проводились испытания беспилотных комплексов «Дозор» петербургского ЗАО «Транзас» и «Истра-010» Истринского экспериментально-механического завода.
Ведомство Сердюкова продолжает буквально фонтанировать «идеями» по коренному переустройству Вооруженных сил России. Не успела общественность «переварить» инициативу министра обороны по превращению армии в некое подобие «оздоровительного пионерлагеря» с пятидневной рабочей неделей (по выходным защита Отечества, видимо, будет делом исключительно факультативным) и двумя выходными, с поздним подъемом и послеобеденной сиестой, как на подходе замаячило очередное нововведение. На сей раз в технологической сфере.
Похоже, российская военная бюрократия до такой степени разуверилась и в «крепости нашей брони», и в «быстроте наших танков», что готова немедленно поставить Россию в унизительную технологическую зависимость от импортных поставок из стран НАТО. Как стало известно, Минобороны готовит решение о закупках немецкой брони для автомобилей и легкой бронетехники российской армии.
В результате такие предприятия отечественного ОПК, как «Русспецсталь» и многие другие, рискуют остаться без госзаказа, а значит, без перспектив на модернизацию. И это при том, что первичная сталь, которую производят российские металлургические предприятия, почти в 1,5 раза дешевле, чем продукция стран ЕС.
Напомним, что это уже не первый случай подозрительной заботы Минобороны об иностранных производителях. В качестве примера можно привести также готовящуюся закупку 15 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Израиле и покупку французского ракетоносца класса «Мистраль».
Решение Минобороны перейти на закупки импортной брони комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Юрий Коротченко:
— Мы видим, что в последнее время у нас проводится политика последовательного наращивания контактов с западными производителями для внедрения их разработок в отечественную военную технику. Очевидно, что это уже приобретает характер устойчивой тенденции. Вот почему необходима комплексная оценка подобных решений с учетом всех их возможных последствий как в краткосрочной, так и более отдаленной перспективе. Нас уже несколько раз поставили перед фактом — это закупка и французских вертолетоносцев «Мистраль», и немецкой брони, и создание совместного предприятия с Israel Airspace Industry по производству беспилотных летательных аппаратов. Последнее, на мой взгляд, кстати, наименее спорно. Что касается немецкой брони, то сама по себе эта закупка в краткосрочной перспективе угрозы в себе не несет. Правда, возникает вопрос, каким образом будет осуществляться у нас внедрение готовых элементов. Пока можно предположить, что центром производства бронированной техники станет КамАЗ. Дело в том, что бронирование военной техники должно выполняться комплексно. И пока я не располагаю достаточными данными, что мы получим в готовом виде.
Если посмотреть опыт стран, которые в свое время сталкивались с противоминными проблемами (Родезия, которая потом стала Зимбабве, ЮАР и США применительно к Ираку и Афганистану), да и наш собственный опыт в Чечне показывает, что когда закладывается фугас, начиненный взрывчаткой весом в несколько десятков или сотен килограммов, то гарантированное прохождение этого фугаса осуществить просто невозможно. Какая бы броня ни стояла, такой заряд уничтожает технику — с броней она или без брони. Так что вопрос приобретения немецкой брони сам по себе достаточно спорный. Здесь свое слово должна сказать компания «Ростехнологии», поскольку специальная металлургия в основном относится к ее компетенции.
Вообще, производством специальных бронированных сталей и систем защиты занимаются две госкорпорации – «Ростехнологии» и «Роснано». Данная проблема находится в сфере их компетенции. Одно дело, когда речь идет об оперативном реагировании на дефицит или отсутствие чего-либо. Например, нет у нас своих танковых тепловизоров, и мы идем на поставки из Франции или Белоруссии. Такая ситуация допустима. Но закупка немецкой брони может нести в себе определенную угрозу для технологической независимости нашего военного производства и оборонно-промышленного комплекса. Чтобы избежать этого, нам надо покупать или технологии целиком, или отдельные элементы, которые мы могли бы внедрять на базе собственного производства. Приобретение готовых образцов и попадание в технологическую зависимость — это не выход. Нам не следует прибегать к серийным закупкам брони и элементов композиционной защиты в массовом порядке. Если существует какой-то технологический пробел, то надо, соответственно, покупать технологию и здесь ее развивать.
Теперь о том, каким образом Россия получила это самое технологическое отставание. С 1990-ми годами все ясно — это был полный провал. А в 2000-х так и не была выстроена система стратегических приоритетов в деятельности правительства РФ. Та же военно-промышленная комиссия при правительстве не превратилась в тот орган, который существовал во времена СССР, когда это был мощнейший институт по принятию важных решений в сфере ОПК. Причем спрос с конкретных исполнителей был очень жестким. Сейчас же мы видим, что даже решения президента правительством массово не выполняются. Что же касается оборонно-промышленного комплекса, то, несмотря на то, что постоянно декларируется его важность, в системе государственных приоритетов он не находится на первом месте. По сравнению с теми же добывающими отраслями промышленности. Понятно, что качать газ и нефть на Запад с мгновенной конвертацией энергоресурсов в финансовые — это незамысловатая и приятная для всех схема. Развивать же ОПК, где целый ряд производств находится в запущенном состоянии на протяжении 15–20 лет, гораздо труднее. Причем положительный результат в данном случае совершенно не очевиден. Я считаю, что статус военно-промышленной комиссии должен быть поднят. Чтобы ответственность за неисполнение принятых решений наступала неотвратимо и была всем очевидна.
Но и, конечно, нельзя обойти вниманием проблему финансирования. В ситуации, когда секвестр затрагивает и оборонную сферу, многие предприятия ОПК очень тяжело переживают кризис и выйдут из него значительно ослабленными либо растеряют весь свой потенциал вообще. В качестве главного лоббиста импортных закупок техники и вооружений выступает Минобороны. Оно заботится исключительно о собственных интересах, не увязывая их с общей ситуацией в стране и необходимостью комплексного развития оборонно-промышленного комплекса. То есть нужно оснастить войска такой-то техникой, а вопрос, где ее взять, ведомство не заботит. Главное, чтобы были выделены деньги. Если российская промышленность не способна дать то, что нужно,— купим на Западе.
И все же, будучи основным стержнем системы обеспечения национальной безопасности, Минобороны должно просчитывать последствия принимаемых решений. В том числе и для оборонного сегмента промышленности страны. Потому что, попадая во все большую зависимость от западных производителей, мы на определенном этапе можем оказаться в положении, когда проведение самостоятельной внешней политики (как, например, мы отреагировали на вторжение Грузии в Южную Осетию) будет пресекаться извне путем введения эмбарго на поставки нужной нам техники и вооружений.
Источник: KMnews
http://news.km.ru/minoborony_net_broni_v_rossii_ku
Комментариев нет:
Отправить комментарий