Цитата:





"Лучший способ сбросить правительство — это войти в него".

Слова министра иностранных дел послереволюционной Франции при всех ее режимах — Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана-Перигора, 1754—1838).





воскресенье, 9 января 2011 г.

Работа шакалов \ Индия \ микрокредит - маленькая удавка на шее

Благо "империализма" оказывается "душит" "пролетариат"...

Микрокредитование погружается в серьезный кризис
09.01.11 15:15 Экономика

Мумбай, Индия — Микрокредит теряет свой ореол во многих развивающихся странах.

Микрокредит когда-то расхваливался такими мировыми лидерами как Билл Клинтон и Тони Блэр в качестве мощного инструмента, который вполне мог бы помочь устранить бедность через предоставление ссуды в пределах минимум 50 долларов пастухам, изготовителям плетеных корзин и другим бедным людям для начала или расширения фирм. Но сегодня микроссуды вызвали политическую враждебность в Бангладеш, Индии, Никарагуа и других развивающихся странах.

В декабре премьер-министр Бангладеш, Шейх Хасина Вазед, которая выступала в пользу микрокредитов рядом с президентом Клинтоном на переговорах в Вашингтоне в 1997 году, повернулась к ним спиной. Она заявила о том, что микрокредиторы “сосали кровь из бедных во имя снижения уровня бедности”, и она отдала указание провести расследование деятельности Грамин Банка, который был первопроходцем в сфере микрокредитов и, со своим основателем, был награжден Нобелевской премией мира в 2006 году.

Здесь в Индии, которая до недавнего времени являлась местом нахождения наиболее быстрыми темпами растущих фирм по микрокредитам в мире, кредитование резко замедлилось с момента, когда штат в котором предоставлялось большинство микрокредитов, принял строгий закон, ограничивающий кредитование. В Никарагуа, Пакистане и Боливии активисты и политические деятели призвали заемщиков не выплачивать свои ссуды.

Проявление враждебности в отношении микрофинансов представляет собой резкий разворот от раздачи похвал и выражения доброй воли, которыми политические деятели, социальные работники и банкиры заваливали сектор в прошлом десятилетии. Филантропы и инвесторы влили миллиарды долларов в некоммерческих и коммерческих микрокредиторов, которые рассматривались в качестве жизненно важных игроков для достижения амбициозных Целей развития Тысячелетия Организации Объединенных Наций к 2015 году, которые мировые лидеры установили в 2000 году. Одна из целей состояла в том, чтобы снизить наполовину число людей, живущих в условиях чрезвычайной бедности.

Внимание, расточаемое микрокредитам, помогло сектору заиметь к концу 2009 года более 91 миллиона клиентов, большинства из которых являются женщинами, с общим объемом ссуд более 70 миллиардов долларов. Индия и Бангладеш вместе составляют половину всех заемщиков.

Но как и в случае с другими громогласно заявленными инициативами по развитию, по которым обещалось вырвать сотни миллионов из бедности, микрокредит столкнулся с проблемами при превращении риторики в материальный успех.

В случаях их использования правильным образом, эти ссуды показали перспективу, позволив некоторым заемщикам создать источники устойчивых средств к существованию. Но также стало ясно, что быстрый рост микрокредитов — в Индии некоторые фирмы по предоставлению кредитов росли со скоростью 60 - 100 % в год — сделал ссуды намного менее эффективными.

Большинство заемщиков, как видится, не выбираются из состояния бедности и значительное меньшинство оказывается пойманным в ловушку в виде растущего по спирали долга, как отмечается в исследованиях и аналитиками.

“Кредит является как источником возможностей, так и ограничений”, сказал Дэвид Рудмен, старший научный сотрудник в Центре Глобального развития, исследовательской организации в Вашингтоне. "Кредит часто работает на острие этого ножа и об этом забывают".

Даже когда результаты для заемщиков были противоречивыми, некоторые кредиторы получили прибыль, которая могла бы привести в зависть банкиров Уолл-стрита. Например, инвесторы в крупнейшей фирме по микрокредитованию Индии, SKS Microfinance, продали акции в прошлом году по цене в 95 раз превышающую ту, что они заплатили за них несколькими годами ранее.

Тем временем политики в развивающихся странах, часть из которых долгое время выражали негодование в отношении микрокредиторов как конкурентов за сердца и умы бедных, взялись за изображение кредиторов как обогащающихся за счет заемщиков.

Президент Никарагуа, Даниэль Ортега, например, поддержал “movimiento no pago”, или “движение за то, чтобы не платить”, которое было начато в 2008 году фермерами после того, как некоторые заемщики не смогли заплатить свои долги. В частности, в результате той кампании, судья недавно дал указание ликвидировать одного из ведущих микрокредиторов страны, Банко дель Эксито, или Банк Успеха.

“Эти кризисы случаются, когда сектор микрофинансов насыщается, когда он растет слишком быстрыми темпами, и механизмы для контроля сверхзадолженностью не очень хорошо развиты”, сказала Элизабет Рхайн, высокопоставленное должностное лицо в Accion International, организации из Бостоне, которая вкладывает капитал в микрокредиторов. “С политической стороны политики или политические игроки используют в своих интересах предоставляющуюся возможность. Когда они видят проявления недовольства, то они заявляют, ‘Ага-ааа, мы можем кое-что состричь с этого’.

В то время как широкий поток недовольства и разочарования охватывает весь мир, враждебность в отношении микрокредита в каждой из стран происходит вследствие различных обстоятельств.

В Бангладеш г-жа Хасина, как видится, почувствовала озлобленность по отношению к Грамину после того, как его основатель, Мухаммед Юнус, который разделил Нобелевскую премию, объявил в 2007 году о том, что создаст политическую партию. В то время страной управляло временное правительство, назначенное вооруженными силами. Хотя г-н Юнус позже отказался от исполнения идеи, эксперты говорят о том, что г-жа Хасина и г-н Юнус не пошли навстречу друг другу.

Недавние комментарии г-жи Хасины о микрокредите были вызваны норвежским документальным фильмом, в котором Грамин обвинялся в ненадлежащим образом переводе филиалу 100 миллионов долларов, которые Норвегия в качестве пожертвования передала ему более десятилетия назад. Г-жа Хасина сказала, что Грамин, 3,4 % которого принадлежат правительству, возможно, перевел деньги для того, чтобы избежать налогов.

Банк, который отверг такого рода обвинение, аннулировал перевод после того, как норвежские официальные лица выступили против этого. Норвегия недавно выступила с заявлением, в котором рассеяла всякого рода сомнения в отношении совершении Грамином проступка.

Пресс-секретарь премьер-министра не ответил на звонки с запросами о даче комментариев.

В Индии руководство в южном штате Андхра-Прадеш, на который приходится примерно одна треть микроссуд страны, обвинило кредиторов в обеднении клиентов. В местных средствах массовой информации распространялись истории о женщинах, которые накопили долги в 1000 долларов или более того, по мере того, как сотрудники, предоставляющие кредиты уговаривали их заимствовать больше, чем они могли себе позволить и затем угрозами заставляли их возместить все это. Многие использовали деньги для того, чтобы заплатить за телевизоры или на медицинские цели или смягчить удар в случае неурожая зерновых культур, а не в качестве первоначального капитала для создания фирм.

Фирмы микрокредитования в Индии также обвинялись в перекачивании заемщиков от контролируемых государством "групп взаимопомощи" — женских организаций, которые могут заимствовать небольшие суммы денег по субсидированным процентным ставкам от банков, находящихся в собственности правительства.

Движение против микрокредитов было начато политическими деятелями оппозиции, которые поощряли заемщиков не выплачивать свои ссуды и обвиняли высокопоставленное руководство правящей партии Конгресса в том, что оно вошло в сговор с кредиторами. Возглавляемое партией Конгресса правительство штата включило этот вопрос в свою повестку дня и в декабре приняло жесткий новый закон с тем, чтобы ограничить процентные ставки и отрегулировать сбор средств.

Кризис вызвал последствия по всей стране. Банки, основной источник денег для микрокредиторов, закрыли кран, потому что они испытывали обеспокоенность по поводу будущего этой отрасли. В результате микрокредиторы замедлили или прекратили процесс предоставления ссуд в масштабе страны.

Grameen Financial Services, являющийся микрокредитором в Бангалоре, но не связанный с Грамин Банком, уволил 600 новых служащих, которых он нанял лишь только несколькими месяцами ранее с планами по расширению деятельности в западную и центральную Индию. Фирма не предоставляет кредитов в штате Андхра-Прадеш.

“Все это расстраивает”, сказал Суреш К. Кришна, управляющий директор Grameen Financial. “Изначально мы нацеливались не на это. Вся цель запуска в дело этой идеи состояла в том, чтобы поддержать предпринимателей и поддержать людей в сельских районах и людей, живущих ниже черты бедности”.

Лидеры отрасли говорят о том, что они надеются, что проблемы будут скоро разрешены. Федеральное правительство и Резервный банк Индии, центральный банк страны, работают над новыми федеральными правилами для того, чтобы контролировать деятельность в сфере микрокредитов, сказал Алок Прасад, исполнительный директор Microfinance Institutions Network.

Вместе с тем, некоторые официальные представители этой сферы промышленности признают, что сектор должен реформировать себя с тем, чтобы преодолеть политическую оппозицию и выполнить свои обещания. Они говорят, что организации, которые в настоящее время предлагают лишь только ссуды, должны разнообразить свою деятельность в сторону микросберегательных счетов, которые, как утверждают многие специалисты, являются намного лучшим средством, чем ссуды в деле ослабления бедности.

Промышленность, говорят они, также должна ускорить усилия по созданию кредитного агентства, которое уменьшило бы предоставление чересчур больших кредитных ресурсов. И организации должны оценивать свой успех не только ростом и прибылью, но и по тому, насколько быстро их клиенты выходят из состояния бедности, говорят эксперты.

“Нам, тем, кто занят в сфере микрофинансов, предстоит проделать работу с тем, чтобы облегчить для политиков задачу оказания нам поддержки”, сказал Алекс Каунтс, исполнительный директор Грамин Фонда, некоммерческой организации в Вашингтоне, которая не является частью Грамин Банка. “Вместо того, чтобы высказывать претензии, которые произносятся до проведения исследования, мы должны наложить на нас самих дисциплину обеспечения прозрачности по отношению к сокращению бедности”.

Викас Баджадж,
"Нью Йорк Таймс",
5 января 2011 года,
Перевод – Zpress.kg-UVU
Источник: Zpress.kg
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/54369/

Комментариев нет:

Отправить комментарий