Цитата:





"Лучший способ сбросить правительство — это войти в него".

Слова министра иностранных дел послереволюционной Франции при всех ее режимах — Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана-Перигора, 1754—1838).





четверг, 13 января 2011 г.

Работа Шакалов \ Глобализм зло или добро? \ риски

"Мировая экономика сильно глобализирована, но решения принимают национальные правительства». Поделиться властью с наднациональными структурами они не согласятся"

Мир рискует

Экономическое неравенство и слабое глобальное регулирование — два главных риска для мировой экономики, говорится в докладе Всемирного экономического форума Global Risks 2011. Рецептов его авторы не предлагают
Алексей Алексеев, Ведомости 13.01.2011, 3 (2769)

Парадокс XXI столетия — мир не только объединяется в результате глобализации, но и становится разобщеннее, так как большинство плодов глобализации достаются меньшинству, говорится в ежегодном обзоре глобальных рисков Global Risks 2011 Всемирного экономического форума. Экономическое неравенство приводит к социальной фрагментации, росту популизма и национализма. Странам все сложнее достичь глобальных договоренностей, пишут авторы доклада: примеры — провал раунда переговоров по ВТО в Дохе и Копенгагенской конференции по климату.

Еще пять угроз
Еще к пяти видам рисков авторы доклада советуют присмотреться:
- кибербезопасность,
- демографические проблемы,
- волатильность цен на ресурсы,
- отход отдельных стран от процесса глобализации,
- распространение оружия массового поражения.




Риски возникают чаще, они все серьезнее, система реагирования на них не меняется, следует из обзора, к тому же мировой финансовый кризис за три года истощил возможности правительств противостоять грядущим угрозам. А их немало. Риски авторы доклада делят на три категории: макроэкономические дисбалансы, нелегальная экономика (объем в 2009 г. оценивался в $1,3 трлн), истощение природных ресурсов.

Главные экономические риски — фискальные дисбалансы. Правительства выделили большие суммы на спасение банков и финансовое стимулирование, что привело к росту бюджетных дефицитов и госдолга. Другой дисбаланс — между «странами дефицита» (много инвестируют и мало сберегают) и «странами профицита» (обладают большими резервами и мало инвестируют). В результате правительства наращивают или уровень долга, или золотовалютные резервы. И тот и другой путь опасен. Первый чреват суверенным дефолтом, второй — надуванием финансовых пузырей.

Чтобы бороться с рисками, нужны глобальные решения, но принять их сложно из-за противоречий между странами. «Долгосрочные необеспеченные обязательства, созданные стареющим населением, приведут к росту фискального давления», — сказал FT Христиан Мументалер из Swiss Re.

Последствия нелегальной экономики (незаконная торговля, организованная преступность, коррупция) — разрушение институтов власти, снижение доходов бюджета, бегство капитала, утечка мозгов, ущерб для легального бизнеса. Способы противодействия этим рискам — прозрачность международной торговли, глобальная координация деятельности правоохранительных органов, сокращение экономического неравенства.

Многими опасностями грозит истощение природных ресурсов. За 10 лет население планеты должно вырасти с 6,83 млрд до 7,7 млрд человек, в основном за счет развивающихся стран. По данным Организации по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН (FAO), это приведет к росту спроса на продовольствие в мире на 50%. В декабре цены на продовольствие уже достигли самой высокой отметки в истории. Исследователи Международного института исследований продовольственной политики ожидают, что за тот же срок мировые потребности в воде вырастут на 30%. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 г. глобальной экономике будет нужно как минимум на 40% больше энергии, чем сейчас, ее производство ляжет тяжким бременем на водные ресурсы.

В заключение авторы доклада предупреждают, что не все риски можно предусмотреть и подготовиться к ним. Поэтому «следует продолжать инвестиции в способность приспосабливаться и учиться, создавая системы с большим запасом».

Все рекомендации неконкретные, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: «Мировая экономика сильно глобализирована, но решения принимают национальные правительства». Поделиться властью с наднациональными структурами они не согласятся, замечает он. «Удобная позиция: нужны настолько глобальные изменения, что, проводя разумную политику внутри существующей системы, мы ничего не добьемся, — комментирует доклад Юлия Цепляева из BNP Paribas. — Легко критиковать: что ни скажешь — все будет правдой».

Глобализация, скорость и объемы денежных потоков действительно выросли настолько, что не ясно, как их можно контролировать, продолжает Цепляева, а когда наступает кризис, очень хочется перейти к ручному регулированию: сейчас лечили не причины кризиса, а его последствия. Центробанкам приходится действовать на неизвестной территории, говорил главный экономист ЕБРР Эрик Берглофф: «Опыта решения проблем такого масштаба у мировой экономики нет». Не всегда ясно, «как вылечить больного, не убив его», заключает Цепляева.

Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/newspaper/article/252999/mir_riskuet

Комментариев нет:

Отправить комментарий