"...газовые проекты с Каспия на Запад находятся под угрозой. Ситуация может разрушить репутацию Турции в качестве энергетического хаба, что является одной из ее самых привлекательных характеристик для Евросоюза. Россия потеряет часть своего влияния на Армению, но может выиграть намного больше влияния над азербайджанским энергетическим экспортом, изменив всю нефтяную и газовую игру в регионе..."
"...правительство Реджепа Тайипа Эрдогана, оставляя в силе явно являющиеся проявлением вражды предусловия, считает Армению «вероятным другом», дабы дезориентировать международную общественность и избежать противодействия таких государств, как США, Россия, а также, в лице Франции, и Евросоюз, которые считают неприемлемым выдвижение предусловий в процессе нормализации..."
«Человек года» Эрдоган перед выбором
("PanARMENIAN.Net", США)
Карине Тер-Саакян
11/01/2011
Как бы ни противился ортодоксальный ислам «тлетворному влиянию Запада», но мода на «Человека года» дошла и до мусульманского мира. Естественно, что фаворитом был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который удостоился звания «Человек года 2010» по версии арабоязычного телеканала CNN. Как сообщает Today's Zaman, Эрдоган набрал 74% голосов.
Выбор турецкого премьера в этой номинации далеко не случаен: вся внешняя политика Турции последних нескольких лет направлена именно на то, чтобы стать посредником между арабским и тюркским миром. И надо признать, что в некоторой степени это удается. Звездный час для Эрдогана на этом пути настал в 2009 году в Давосе, когда он покинул форум, предварительно поскандалив с президентом Израиля Шимоном Пересом из-за операции «Литой свинец». Как все помнят, в Турции Эрдогана встретили как национального героя и сразу же началась антисемитская кампания.
Своим демаршем Эрдоган убил сразу двух зайцев: показал арабам, что симпатии Турции не на стороне давнего союзника – Израиля, а на стороне палестинцев и что Турция твердо стоит на защите ислама, а вернее пан-туранизма. А еще вернее – османизма, без всяких там приставок – «нео-».
Антиизраильская риторика Анкары, равно как и поддержка палестинцев и сектора Газы была, конечно, направлена не против Израиля, а в сторону арабов, чтобы заручиться их поддержкой в создании некоего ближневосточного аналога ЕС. Впрочем, разговоры об этом идут довольно давно – Большой Ближний Восток, являющийся детищем США, может быть все же реализован при помощи Эрдогана. Наверное, именно поэтому Вашингтон смотрит сквозь пальцы на антиизраильские и иногда антиамериканские демарши Анкары.
Можно сказать, что у Эрдогана две цели: вступление в ЕС и создание аналогичной структуры на Ближнем Востоке с вовлечением некоторых республик бывшего СССР. Очень может быть, что обе будут достигнуты, если партия Справедливости и развития (АКР) останется у власти после выборов 2011 года. В чем, кстати, сомневаются лишь немногие.
Наследие Кемаля Ататюрка, конечно, нужно сохранять, однако Турция, за исключением Стамбула и Анкары, в целом все же исламская страна. В центральной части страны все еще живут по шариату и вряд ли нынешнее положение изменится в ближайшем будущем. Бессмертные «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут» Редъярда Киплинга актуальны и сегодня. И сколько бы Анкара ни твердила миру, что является перекрестком цивилизаций, мостом между Западом и Востоком, все одно – исламская страна она и есть исламская страна.
Но, конечно, этими двумя целями для Турции ничего не заканчивается. Есть еще две огромные головные боли – курды и османская история. С курдами все, в принципе, понятно – им обещан независимый Курдистан и рано или поздно они его создадут на землях четырех стран: Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Что начнется потом в регионе – даже представлять не хочется, израильско-палестинский конфликт будет просто детской игрушкой в сравнении с «борьбой за независимость Курдистана».
Ну и последнее, самое болезненное, потому что изменить историю Османской империи никакой лидер современной Турции не в силах. Дело ведь не только в Геноциде армян, но и греков, ассирийцев, сирийских христиан. Если бы младотурки вырезали бы только армян, Турции было бы намного легче: один народ все же не два или три. И уж тем более отговорки типа «русской колонны» к грекам и всем остальным явно не подойдут. Именно это одна из главных причин столь упорного отрицания Геноцида армян.
Сможет Эрдоган в отпущенное ему время решить хотя бы часть этих проблем – значит, премию ему дали не зря. Хотя вряд ли сможет – османское мышление не позволит. Правда, при удачном стечении обстоятельств Эрдоган может приблизиться к тому, чтобы попытаться стать вторым Гамалем Абдером Насером. Единственное, что надо помнить и ему, и остальным тюркам: арабы их на дух не переносят и все разговоры об исламском братстве – всего лишь средство для достижения собственных целей, которые в большей части совершенно различны.
Оригинал публикации: PanARMENIAN.Net
Опубликовано: 11/01/2011 16:04
http://inosmi.ru/europe/20110111/165549475.html
Армения, Турция и Азербайджан: таймер запущен
17/09/2009
После длинной паузы сближение между Турцией и Арменией вновь становится в центре внимания. Попытки нормализовать отношения между двумя соседями произошли впервые в апреле, но вскоре были остановлены. И теперь при посредничестве Швейцарии Анкара и Ереван заявили о своих планах нормализовать отношения, подписав в течение шести недель протоколы об установлении дипломатических отношений и развитии двусторонних связей, которые должны быть ратифицированы парламентами двух стран. Граница будет открыта в течение двух месяцев от вхождения в силу протоколов. Мы наблюдаем за возможными серьезными геополитическими превращениями на Южном Кавказе. Но период в шесть недель довольно сомнителен по двум причинам. Он истекает 13 октября, за день до того, как президент Армении Серж Саркисян планирует посетить Турцию для футбольного матча между сборными двух стран, первый этап которых и начал сближение в сентябре прошлого года.
Более важно то, что период в шесть недель был назначен для "политических консультаций" с внутренними актерами. Ясно, что убеждение своих граждан в необходимости подписания этого договора будет очень трудным делом. В течение десятилетий турки и армяне видели друг в друге непримиримых исторических врагов, и реакция на апрельское потепление была жесткой. Армянская революционная федерация (АРФ) вышла из властной коалиции, и ожидается, что будет яростно сопротивляться подписанию, как, впрочем, и турецкие партии такие, как ПНД и НРП. Весь процесс мирного сближения может быть заблокирован внутренним давлением со стороны националистических групп. Армения, наверное, подвержена большему риску с этой точки зрения. В отличие от турецкой партии власти АКП, Республиканская партия Армении президента Саркисяна не имеет существенного парламентского большинства. Диаспора, которая традиционно более радикальна, чем граждане, проживающие в Армении, также может оказать давление. Но что имеет потенциал стать самым взрывным вопросом - это решение начать "диалог в исторической плоскости". И даже если правительства обеих стран смогут провести через национальные процедуры протоколы, они столкнутся со многими преградами. Самая большая из них - это позиция исторического союзника Турции, Азербайджана.
Одной из причин, по которой апрельская оттепель не получилась, было сопротивление Баку любому турецко-армянскому договору, который бы не сумел надавить на Ереван для вывода его войск с оккупированных территорий Азербайджана. Турецкие официальные лица были вынуждены объявить, что открытие границы с Арменией может произойти только в случае прорыва в процессе нагорно-карабахского мирного урегулирования.
Новые протоколы, избегая упоминания Карабаха или Азербайджана, похоже, перечеркивают эти заявления. Но, несомненно, в Турции ждут прогресса по Карабаху - даже если правительство не имеет таких ожиданий, они существуют у турецкого парламента. Шесть недель кажутся фантастически оптимистичным периодом для прогресса по Карабаху, и почти наверняка Анкара будет довольна официальными обещаниями Армении вывести свои войска.
Если никакого прогресса по Карабаху не будет заметно по истечении этих шести недель, каковы возможные ответы Баку? Первым и самым вредоносным будет игнорирование трубопровода "Набукко" и укрепление сотрудничества с Россией. Цена этого шага будет очень велика, и Баку не желает стать уязвимым для российского политического и экономического влияния. В Азербайджане выступают против открытия турецко-армянской границы без освобождения оккупированных территорий. Таймер был запущен. Велик риск внутренних политических беспокойств в Армении и Турции, но особенно в Армении. Она должна будет решать вопросы отношений с Турцией, вывода своих войск с оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха одновременно. Серьезное внутреннее сопротивление может остановить все региональные мирные инициативы на ближайшее будущее. Но газовые проекты с Каспия на Запад находятся под угрозой. Ситуация может разрушить репутацию Турции в качестве энергетического хаба, что является одной из ее самых привлекательных характеристик для Евросоюза. Россия потеряет часть своего влияния на Армению, но может выиграть намного больше влияния над азербайджанским энергетическим экспортом, изменив всю нефтяную и газовую игру в регионе.
Самым шокирующим моментом может стать ситуация, когда придет конец союзу Баку-Тбилиси-Анкара, который показал себя одним из самых крепких союзов в Евразии. Следующие шесть недель могут изменить тот Кавказ, который мы сегодня знаем.
Автор статьи - сотрудник Кавказского журнала международных отношений
http://inosmi.ru/world/20090917/252706.html
Круг в 3000 км
("Голос Армении", Армения) Арис Казинян
05/02/2011
Внешнеполитический курс Турции все чаще именуется «неоосманизмом». Армянский президент в последних своих выступлениях также употребляет этот термин.
В 2001г. Ахмет Давутоглу (тогда еще заведующий кафедрой международных отношений в университете Бейкент и приглашенный преподаватель на кафедре международных отношений в университете Мармара) опубликовал книгу «Стратегическая глубина - международное положение Турции», в которой обосновывал необходимость возврата Турцией утраченного влияния на «бывший османский мир».
Показательно, что профессор философии афинского университета Христос Яннарас посоветовал всем гражданам Греции прочитать это исследование, «если они заинтересованы в сохранении своей страны». Он подчеркнул: «Ахмет Давутоглу высказывает претензии на значительную часть нашего государства… Я никогда не читал книги, в которой столь впечатляюще и доходчиво доказывалась бы стратегическая важность Эгейского моря и Кипра. Давутоглу очень хорошо знает, чего хочет».
В своем исследовании Давутоглу утверждал: необходимо проводить более самостоятельный внешнеполитический курс и исходить из того, что понятие «объединенная Европа» в политическом смысле – виртуально. Он писал: «Как перед Османской империей не было единого Запада, так и перед Турцией не будет единой Европы. Имеется лишь сильная традиция европейской дипломатии, которая всегда подкрепляется сильными национальными стратегиями, обладающими потенциалом подготавливать почву и прокладывать путь для международных конфликтов и столкновений интересов в Европе. Подобное положение требует от Турции тонкой дипломатической настройки в отношениях как с ЕС в целом, так и с его членами».
В какой форме европейским (в частности) державам может быть продемонстрирован турецкий интерес? Симптоматично следующее заявление Давутоглу: «Великие державы наблюдают за этим с растерянностью. Прежде всего Франция пытается понять, зачем мы работаем в Африке. Я уже дал поручение: в какую бы африканскую страну ни поехал Саркози, нужно чтобы каждый раз, поднимая глаза, он видел здание турецкого посольства, турецкий флаг. Я дал указание арендовать посольства в самых лучших местах».
Есть, конечно, и другие демонстративные формы. Например, в ноябре 2009 года турецкий премьер Эрдоган, пригласив суданского лидера в Стамбул на участие в саммите Организации исламской конференции, сделал симптоматичное заявление: «Я предпочитаю встретиться с Баширом, чем обсуждать вопрос убийства мирных арабских граждан с израильским премьером Нетаньяху». Он уже обвинил Израиль в совершении преступлений «более страшных, чем суданский президент Омар Аль-Башир», заочно осужденный Гаагским международным трибуналом за преступления против человечности в Дарфуре.
Нацеленность Турции усилить позиции на территории бывшей Османской империи (а это, согласно турецким аналитикам, около семидесяти современных государств), естественно, не может пройти незаметно. Причинами подобного стремления интересовался, например, экс-президент США Билл Клинтон на встрече с главой турецкого внешнеполитического ведомства. Показателен ответ Давутоглу: «Обведите на карте вокруг Турции круг диаметром 1000 км - в него попадет 20 стран, обведите круг диаметром 3000 км - в него попадет 70 стран. А сколько стран попадет в такой круг вокруг США? Турция будет интересоваться своим окружением».
Известно также следующее заявление Ахмета Давутоглу (перед членами правящей Партии справедливости и развития): «Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас называют «неоосманами». Да, мы «новые османы». Мы вынуждены заниматься соседними странами».
На основании перечисленных выше принципиально новых тенденций сегодня и выдвигаются суждения о постепенном отходе политического руководства Турции от пантюркистской идеологии и приближения к панисламистской или «неоосманистской». Не углубляясь в полемику, отметим лишь, что к нашему случаю этот вопрос имеет косвенное отношение, так как по отдельно взятому армянскому вопросу позиции Турции и Азербайджана идентичны и лишь в худшем случае обнаруживают определенные тактические отличия.
Например, в феврале прошлого года при Совете министров Турецкой Республики был учрежден Департамент по делам тюрков зарубежья, а уже в августе на встрече глав МИД тюркоязычных стран в Бодруме турецкий министр Ахмет Давутоглу подчеркнул: «Страны, говорящие на одном языке, исповедующие одну религию и единые ценности, должны выработать и общую политику».
Достаточно процитировать выступление премьер-министра Эрдогана на церемонии подписания в сентябре 2010 года в Стамбуле турецко-азербайджанского соглашения о создании Совета стратегического сотрудничества: «Мы покоряем желаемую цель и даже вершину в турецко-азербайджанском сотрудничестве, которую президент Азербайджана, покойный Гейдар Алиев, определил как «одна нация, два государства», пишем новую страницу истории. Мудрое изречение уважаемого Алиева приобрело новый смысл благодаря Декларации о стратегическом партнерстве на высоком уровне, которую мы подписали с моим уважаемым братом Ильхамом Алиевым. Совет стратегического партнерства на высоком уровне одновременно является свидетельством нашей решимости нести вперед знамя, переданное нам Ататюрком, который сказал: «Радость Азербайджана - наша радость, горе его - наше горе».
Таким образом, политика Анкары и Баку – это два полюса единой пантюркистской оси, которая объединяет как младотурецкие, так и кемалистские лозунги. Иными словами, армянское направление сглаживает все «внутритюркские противоречия», нивелирует «контрасты в амбициях», образно говоря, панисламизм и паназербайджанизм смыкаются именно на пантюркизме.
Оригинал публикации: Круг в 3000 км
Опубликовано: 05/02/2011 20:06
мнение
Перлхар_9:Министр иностранных дел (Турции) может и хитрить
30/01/2011, 19:37
А правда в том,что Азербайджану нужно реализовывать свои углеводороды - коих немало. Проект nabucco остается иллюзорным. Азербайджан вынужден скидывать все России по ценам договоров,заключенных в кризисный период,попутно укрепляя позиции России как монополиста. Армения находится на пути доставки Каспийских углеводородов и тяготеет к России исторически. Все складывается в пользу России укрепляя ее как регионального лидера. Такой расклад совершенно не устраивает ни США ни ее сателлита - Турцию. Время работает на Россию. Вот и приходиться предпринимать немалые усилия по сближению давних врагов османов и армян.США пуп рвут на этом поприще призывая Турцию даже признать геноцид армян,что для Турции может обернуться выплатой больших компенсаций. Но США это мало волнует ей важно не дать России закрепиться в этом регионе и надежно держать все под контролем. Главная цель у США это пустить Каспийские углеводороды в обход России. Но эта задача терпит провал Россия как асфальтоукладывающий каток медленно но верно набирает ход и остановить ее скоро уже будет невозможно. Евразийское пространство по праву должно принадлежать новой России,а США здесь гости как в горле кости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий