США объявили о готовности нанести военные удары по странам откуда исходят кибератаки
....все чаще это происходит из России и Китая
Американское Министерство обороны составило отчёт, в котором говорится, что США оставляют за собой право нанесения военного удара по какому-либо государству, совершающему кибератаки против американских компьютерных систем. При этом несколько ранее американцы констатировали, что их государственные, в том числе военные, компьютерные системы чаще всего становятся объектами атак из России и Китая.
В отчёте Пентагона отмечается, что хакерские атаки наносят Америке ощутимый вред - страдает инфраструктура, военная отрасль, экономика, госуправление. Поэтому, как считают американские военные, ответные меры на такого рода атаки должны включать себя все доступные средства.
Среди таких средств: дипломатия, экономические санкции, информационное противостояние и, наконец, военные удары. В последнем случае предполагается использовать как хакеров, работающих на Пентагон, так и обычную армию.
(По материалам сайта lenta.ru)
Военный удар США в ответ на кибератаки возможен
13.05.10
США не исключают возможности нанесения военного удара в ответ на кибератаки на свои компьютерные сети. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил в среду помощник заместителя министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер, выступая на конференции по национальной безопасности. На вопрос, применит ли Вашингтон военную силу, если кто-то извне нанесет серьезный ущерб стране, используя компьютеры, Дж.Миллер ответил: "Да. Нам нужно быть готовыми прибегнуть к потенциальным ответам, которые не ограничиваются киберпространством".
По его словам, в данной сфере "есть еще много серых зон", к примеру, нет полной ясности по поводу того, что считать "актом агрессии в киберпространстве". Совсем необязательно к этой категории могут быть отнесены электронный шпионаж или усилия по внесению каких-либо изменений в информацию на сайтах, считает он. "В общем существуют юридические вопросы, с которыми мы пытаемся разобраться", - отметил Миллер.
"За последнее десятилетие количество попыток взлома наших компьютерных систем существенно возросло, - подчеркнул он. - Наши сети прощупываются тысячи раз в день... Нам наносится ущерб в том плане, что мы теряем информацию... Объем потерянной информации измеряется терабайтами, что эквивалентно множеству Библиотек Конгресса США".
Как указал Дж.Миллер, "мы полностью не осознаем, насколько мы уязвимы". Свыше 100 иностранных разведок работают над тем, чтобы проникнуть в американские компьютерные сети, не говоря уже о промышленном шпионаже, террористических и преступных группировках, а также хакерах, добавил он.
Для противодействия Пентагон создал новую структуру - Киберкомандование. В прошлую пятницу сенат утвердил в должности главы этой структуры генерала Кита Александера. До последнего времени он был директором одного из самых засекреченных в США разведведомств - Агентства национальной безопасности, которое занимается электронной слежкой по всему миру с помощью спутников и станций прослушивания.
Источник: ПРАЙМ-ТАСС
http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/47078/
Китай выигрывает невидимую войну
14.12.2011,
Андрей МИЛОВЗОРОВ
В мире начинается новый этап гонки вооружений. Россия и США готовы взяться за старое, возобновив глобальную игру в уравновешивание противника. Однако новый мощный игрок – Китай – похоже, внесет свои коррективы в правила игры и расклад сил.
На днях генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что ответные меры России на развертывание американской системы ПРО вблизи российских границ будут тратой денег на отражение воображаемого противника. Поскольку, дескать, эта система вовсе не направлена против нее. Однако Россия всерьез взялась наверстывать упущенное в плане своей военной мощи и потому настроена скорее "перестраховаться", чем оставить без ответа новый выпад своего старого геополитического соперника.
Российский военный бюджет увеличивается год от года. Так, если в 2009 г. ассигнования на национальную оборону составляли 12,3% расходной части федерального бюджета, то в этом году они почти достигли 14%, а в 2014-м, согласно принятому трехлетнему бюджету, вплотную приблизятся к 19%. Суммарная доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность вырастет с 27,4% в 2011 г. до рекордных 40% в 2014-м. "В абсолютных показателях это выглядит следующим образом, – докладывал вице-премьер Сергей Иванов в конце ноября на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. – В 2012 г. финансирование гособоронзаказа запланировано на уровне 1 трлн 769 млрд, в 2013 – 2 трлн 236 млрд, и в 2014 году – 2 трлн 625 млрд рублей".
При этом на оснащение силовых структур вооружением, военной и специальной техникой (традиционно самая крупная статья расходов оборонного бюджета) в 2012 г. предполагается направить 1 трлн 109 млрд рублей, что на 17% больше, чем в 2011 году. А всего в ближайшую трехлетку "на оснащение военной организации государства, и прежде всего, на серийную закупку новой современной техники планируется потратить около 60% выделяемых на гособоронзаказ ресурсов, а это почти 4 трлн рублей", – отметил Сергей Иванов.
Стремясь успокоить тех, кто считает "милитаризацию" бюджета чрезмерной, Дмитрий Медведев недавно отметил, что расходы на вооружения в России сопоставимы с расходами на образование: последние составляют 2,1 трлн рублей. Однако это мало успокаивает, поскольку приведенная президентом цифра отражает консолидированные расходы, т.е. сумму расходов бюджетов всех уровней на образование. В федеральном бюджете данная статья выглядит куда скромнее, и к тому же будет уменьшаться прямо пропорционально увеличению военных ассигнований: с 5,1% в 2011 г. до 3,4% – в 2014-м. Как, собственно, и ряд других важных статей расходов, например на здравоохранение (с 4,6% до 3,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (с 2,1% до 0,5%), национальную экономику (с 16,2% до 11,3%). Так что, нравится это или нет, страна опять стала "гонщиком вооружений".
У лидера гонки, правда, азарта не чувствуется. США, напротив, вынуждены сокращать военные расходы. Государственный долг уже превысил $15 трлн и увеличивается на $100 млрд каждый месяц. Администрация смотрит на эту тенденцию философски, но вот Конгресс стал почему-то напрягаться... Созданный еще летом двухпартийный "суперкомитет" должен был выработать план сокращения бюджетных расходов на $1,2 трлн в течение десяти лет. Не выработал. И теперь (точнее, в 2013 г.) бюджет США будет автоматически урезан. Причем, наибольшие потери понесут военные статьи расходов – порядка $450 миллиардов. Глава Пентагона Леон Панетта давно предупредил конгресс, что не сможет гарантировать безопасность страны в условиях столь резкого снижения расходов на оборону. А председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси в интервью Financial Times выразился по-военному конкретно: возможности США использовать войска в рамках военных операций снизятся в ближайшие 10 лет на 15 процентов.
Впрочем, это не означает, что России или кому бы то ни было удастся хотя бы при таком раскладе обогнать США в гонке вооружений и военной мощи. Вашингтон по-прежнему остается мировым лидером по этой части. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), военные ассигнования США составляют 4,8% от ВВП страны (самый высокий показатель среди крупных стран) и 43% от мировых.
Единственный, кто сможет бросить реальный вызов лидеру – Китай. Пока его оборонный бюджет составляет лишь шестую часть от американского, однако разрыв стремительно сокращается: за последние пять лет китайские военные расходы выросли на 70% (только за этот год – на 13%). Народно-освободительная армия Китая (НОАК) является крупнейшей в мире: в ней служат 2,3 миллиона военных, а в случае чего под ружье может быть поставлено свыше 300 миллионов человек. Располагая столь внушительными сухопутными войсками, Китай в последнее время занялся созданием океанского флота. По количеству атомных подводных лодок китайский ВМФ уже вышел на третье место в мире (после США и России), на второе место – по количеству военно-морских самолетов, и на первое место – по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных катеров и десантных кораблей.
Пока Китай сильно проигрывает Америке по качеству вооружений и, тем более, по ядерным арсеналам. В этих условиях Пекин сделал ставку на ассиметричный удар: стал развивать "кибернетические войска". В распоряжении НОАК сейчас имеются порядка 6 тысяч "военных хакеров", еще порядка 20 тысяч помогают китайским спецслужбам. Эти силы уже, по сути, ведут крупномасштабную войну с США в киберпространстве. С территории Китая постоянно осуществляются атаки на коммуникационные сети США, в том числе Пентагона и компаний американского ВПК. Так, в 2003 г. была проведена серия кибератак из КНР, получивших название "титановый дождь". Были взломаны ресурсы корпорации Lockheed Martin, национальной лаборатории ядерного исследовательского центра Sandia Base, ракетно-космического центра (Редстоуновского арсенала) и NASA. В частности, была похищена документация на истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 (стоимость этого проекта составляет $300 миллиардов). В 2007 г. китайские хакеры взломали систему электронной почты министра обороны США, а затем – коммуникационные сети Пентагона, Госдепа и министерств финансов, энергетики и торговли. Произошла крупномасштабная утечка секретной информации, из-за чего специалисты назвали эту операцию "Перл-Харбором в киберпространстве".
Так что и американская система ПРО, и наши "ответы" на нее уже не слишком-то актуальны в контексте новых методов борьбы за мировое доминирование. Исход этой борьбы очень скоро будет определять не количество и качество смертоносного оружия, а тихие победы в кибернетическом пространстве, которые могут обезоружить противника и лишить его технологических преимуществ. На этом фронте Китай уже, возможно, не уступает США.
http://www.utro.ru/articles/2011/12/14/1016872.shtml
Грозят ли миру кибервойны?
Опубликовали: 2011-12-23 10:02:24
По мнению экспертов, фантомные войны в Интернете могут коснуться каждого
Октябрь и ноябрь 2011 г. стали для США настоящими кибермесяцами. Подготовленные для Конгресса доклады по киберполитике министерства обороны и Управления национальной контрразведки США, взаимодействие с иностранными партнерами - все это звенья одной цепи, которые дают некоторое представление о направленности соответствующей политики Вашингтона в обозримом будущем.
США резервируют для себя киберпространство
В глобальном масштабе США рассматривают киберпространство как место, где должны распространяться нормы и стандарты демократии по-американски; сама сеть Интернет, как было отмечено недавно в выступлении госсекретаря Х. Клинтон, должна стать инструментом продвижения либеральных ценностей.
Часть военной элиты США считают Интернет своим законным наследием, так как он был создан в оборонном агентстве ARPA (позже переименовано в DARPA) исключительно для военных целей и назывался ARPANET. Неудивительно, что Пентагон по-своему трактует значение и возможности Интернета.
Весной 2010 г., была создана новая структура Пентагона – Киберкомандование, а в этом году было заявлено, что Министерство обороны начнет манипулировать социальными сетями для повышения имиджа США и в целях безопасности. Чтобы положить конец некоторой путанице в определении терминов, бытовавшей среди американских военных, – в последнем докладе Пентагона по киберполитике понятия "военные действия", относящиеся к киберпространству, и применение закона войны по отношению к операциям в нем более конкретизированы. Там попросту, ссылаясь на концепцию "военных действий", означающих "угрозу или применение силы", а также на Хартию ООН о вооруженном конфликте, происходящем в физической среде, предлагается к суше, морю и воздушному пространству добавить еще и киберпространство. Как следствие этого, 15 ноября с.г. Пентагон в категорической форме заявил, что США оставляют за собой право ответных мер против кибератак с позиции военной силы и наращивает свои технологические возможности для того, чтобы точно определять сетевых злоумышленников. Было сказано, что "мы сохраняем право на применение всех возможных средств - дипломатических, международных, военных и экономических для защиты нашей нации, наших союзников, наших партнеров и наших интересов... США необходимо знать кибервозможности других государств для того, чтобы обороняться от них и увеличить свои возможности для отражения кибератак, которые могут возникнуть".
В распространенном документе указано, что Национальное агентство безопасности обеспечит соответствующую поддержку киберкомандованию США, что позволит министерству обороны планировать и осуществлять кибероперации. При более внимательном прочтении текста становится ясно, что собственно кибероперации, в том числе разведывательные, уже спланированы. На стр. 5 в DoD Cyberspace Policy Report говорится: "Операции в киберпространстве являются субъектом для аккуратной координации и оценки действий, включая применение киберпространства для разведывательных действий. Разведка, военное и политическое соучастие тщательно продуманы для операций в киберпространстве так же, как где-либо еще".
На практике это означает, что, несмотря на алармистские заявления Управления национальной контрразведки США, в докладе которого говорится о якобы существующей причастности Китая и России к использованию кибервозможностей для разведывательных целей, США сами занимаются кибершпионажем «аккуратно» и «так же, как где-либо еще».
Видимо, осознание того, что в кибервойне преимущество всегда на стороне нападающего - хакера или кибершпиона – подстегивает определенные круги к постоянному муссированию всевозможных угроз и зависимости инфраструктуры США от кибератак.
Это не могло не коснуться и международного поля.
КиберНАТО и другие союзники США
19 сентября 2011 г. в агентстве С3 НАТО в Брюсселе состоялся семинар, имеющий принципиальное значение для киберобороны стран альянса. В результате было решено запустить новый проект, направленный на создание пула государств-членов альянса для обмена информацией в сфере киберобороны и киберситуационной осведомленности.
На следующий день были улажены все формальности, связанные с достижением максимальных операционных возможностей киберобороны НАТО, которые должны быть реализованы к концу 2012 г. "Новые кибервозможности" - это один из одиннадцати приоритетных проектов НАТО, оцениваемый в 28 миллионов евро. Похоже, совместные киберпроекты США и Западной Европы только набирают силу. 3 ноября с.г. состоялись первые совместные киберманевры США и ЕС под названием Cyber Atlantic 2011. Они были достаточно масштабными, хотя центр управления находился в Брюсселе, на базе НАТО. Со стороны ЕС в маневрах приняло участие более 20 государств, из них 16 являлись активными игроками, а остальные были "наблюдателями" под руководством Европейской комиссии. Каждая страна делегировала двух "игроков" и одного "хозяина".
На этих киберманеврах отрабатывалось два сценария: 1) кибератаки, целью которых была публикация секретной информации агентств безопасности государств ЕС в режиме онлайн; 2) повреждение систем функционирования и контроля энергетической инфраструктуры.
В ходе учений использовался опыт первых всеевропейских киберманевров Cyber Europe 2010, проведенных Европейским Агентством безопасности сетей и информации ENISA. Тогда, год назад, 70 экспертов из стран ЕС совместно работали над отражением 300 симулированных кибератак и отрабатывали возможные формы координации между странами. В результате было решено выработать более четкий алгоритм взаимодействия, учитывающий национальные особенности функционирования компетентных ведомств каждой страны. Кроме того, было принято решение о создании многоуровневых контактов в рамках ЕС и разработке дорожной карты всеевропейских учений.
7 ноября с.г. директор оборонного агентства перспективных технологий США DARPA Регина Дуган заявила, что будут интенсифицированы усилия по созданию наступательного кибероружия, которое, как и кинетическое, является существенным элементом военной машины США. По мнению программного менеджера агентства Тимоти Фрэйзера, "США и неопознанные враги ведут войну в киберпространстве, в то время как США, в отличие от врагов, несут большие расходы".
Кстати сказать, бюджет расходов этого агентства на киберисследования в 2012 г. вырастет на 73 процента, от 120 до 208 млн. долл. В следующие пять лет расходы агентства на данные программы также будут увеличены на 8 – 12 процентов.
Это вписывается в "полный спектр кибервозможностей", о котором говорил первый замминистра обороны США по политике Джеймс Миллер на прошедшей в начале ноября конференции в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. В докладе по киберполитике Пентагона также говорится, что «проводится координация на высоком и экспертном уровне с Австралией, Канадой, Новой Зеландией и Великобританией. Минобороны тесно работает с партерами из НАТО по киберпроблематике, включая пересмотр киберполитики НАТО и принятый на конференции в июне 2011 г. план действий партнеров по альянсу. Укрепляются взаимоотношения с Японией и Республикой Корея».
Интересно, что 8 ноября с.г. в городе Спрингфилд (штат Иллинойс, США) произошел инцидент, который приобрел широкую известность, поскольку работниками ФБР и министерства внутренней безопасности было заявлено, что виновник случившегося – хакер – вроде бы из России.
Этот хакер взломал компьютерную коммунальную систему и путем нехитрых манипуляций вывел из строя насос системы водоснабжения. Позже он разместил информацию в Интернете, что взлом данных систем не представляет для него особой сложности, и он совершил этот «акт вандализма» ради развлечения. Заметим кстати, что это стало первым случаем, когда американской инфраструктуре был причинен хоть какой-то ущерб, о чем ранее трубили всевозможные эксперты и специалисты.
Вероятно, упоминание России было намеренной дезинформацией для того, чтобы включить нашу страну в список потенциально опасных киберобъектов и заблаговременно обосновать милитаризацию виртуального пространства и установление глобального контроля.
Кибервойна всех против всех
Проблема киберконфликтов волнует не только США. Удешевление компьютерной техники и программного обеспечения, появление новых активных субъектов в международной политике – от неправительственных организаций и квазигосударственных объединений до криминальных группировок – многократно увеличивает возможность использования «вредоносных» программ.
Например, в конце октября 2011 г. группа хакеров, известных под названием Anonymous, пригрозили мексиканскому наркокартелю Zetas, что они обнародуют в Интернете персональные данные чиновников, журналистов и прочих лиц, которые сотрудничают с этой криминальной группировкой, если наркодельцы не освободят их похищенного компаньона.
Данный инцидент привлек внимание мировых СМИ, аналитических центров и спецслужб.
Журналист издания New York Times Дэвид Ротккопф называет кибератаки фантомной войной, предостерегая, что она будет проходить без объявления о начале боевых действий и может привести к массовой гибели людей, столкновению великих держав и, что самое главное, коснется каждого из нас. Ссылаясь в своей публикации на слова одного из американских дипломатов, автор статьи пишет, что такая война уже ведется, и ее цели могут быть самыми различными. Наиболее громким событием последнего времени, связанным с умышленной компьютерной атакой, признан инцидент с применением вируса Stuxnet на иранских ядерных объектах.
В октябре с.г. американские военные подтвердили, что компьютеры, применявшиеся для управления боевыми беспилотниками Predator и Reaper в Афганистане, были атакованы вирусами. Ранее в Ираке хакерам удавалось взламывать системы связи с беспилотниками и направлять тех на ложные цели, либо предупреждать боевиков о приближающейся угрозе.
Как считают американские эксперты, возможность того, что миру будет причинен катастрофический ущерб, продолжает возрастать пропорционально росту взаимозависимости всевозможных элементов в мировой паутине.
Леонид Савин
http://www.stoletie.ru/versia/_grozat_li_miru_kibervojny_2011-12-18.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий