Цитата:





"Лучший способ сбросить правительство — это войти в него".

Слова министра иностранных дел послереволюционной Франции при всех ее режимах — Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана-Перигора, 1754—1838).





среда, 17 февраля 2010 г.

Работа Ястребов \ Иран \ Ядерная программа

интересно США сами будут ковырять Иран или через прослойку-Израиль?

Иран придется укрощать бомбардировками

Евгений Сатановский:
Исламская республика сделала еще один шаг в военной ядерной программе

Иран направил МАГАТЭ официальное письмо с уведомлением о начале с 10 февраля работ по обогащению урана - с 5% до 20%. Инспекторы ООН смогут продолжить мониторинг процесса на всех предприятиях страны. Об этом сообщил государственный телеканал «Аль-Алам». Как заявил представитель Ирана в МАГАТЭ Али Асгар Солтанийе, инспекторы организации, до этого контролирующие обогащение урана до низких уровней, смогут оставаться на всех ядерных предприятиях страны для дальнейшего мониторинга. По словам Солтанийе, международные организации сами подтолкнули иранское руководство к такому решению, так как западный план по снабжению исламской республики ядерным топливом при участии Франции и России провалился. Предложение «шестерки» ядерных держав состояло в том, чтобы посылать 70% низкообогащенного иранского урана на дообогащение в Россию, а после этого — во Францию для производства топливных сборок. Обеспокоенные западные правительства поставили под сомнение разумность такого решения иранского руководства и предрекают ужесточение санкций в отношении исламского государства. Даже российская сторона, традиционно выступающая против введения новых санкций в отношении Ирана, настроена критически. Как заявил глава международного комитета Госдумы Константин Косачев, международное сообщество должно отреагировать на намерение Ирана.
Чем грозит намерение исламской республики самостоятельно заняться обогащением урана, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.


«СП»: – Евгений Янович, куда движется Иран?

- Все, что происходит вокруг иранской ядерной программы, процесса дообогащения, санкций, диалога «шестерки», контактов с МАГАТЭ, на сегодняшний день означают – с точки зрения иранского руководства – что мировое сообщество является пустым местом. Что «шестерка», говорившая с Ираном с осознанием себя, как представителя мировых держав, ведущих человечество к процветанию – группа шутов гороховых. Что Иран будет делать то, что он намерен делать, что он крайне раздражен, что ему мешают это делать свободно и спокойно. Но, в конечном счете, собака лает – караван идет, как говорят на Востоке.

Если говорить языком прагматическим – Иран вскоре добьется того, чего хотел добиться. Потому что иранские переговоры, безусловно, демонстрируют ступенчатость. Иран выходит на определенную ступеньку, после чего начинает вести себя заносчиво, грубо, так, как и надо вести себя каравану с брехливой собакой, которая его раздражает.

Иногда, впрочем, когда нужно протянуть время, он говорит о тех или других шагах, на которые готов пойти. Мировое сообщество, окончательно убеждая иранское руководство в том, что оно состоит из абсолютных идиотов, возбужденно переговаривается между собой на тему того, что имело иранское руководство в виду. После этого Иран дает оплеуху – то с заводом по обогащению урана, то с десятью заводами, то с нынешним решением обогащать уран на собственной территории. А когда процесс опять затормаживается где-то внутри недр иранского ядерного комплекса, военной программы, – мы слышим от Ирана очередное чрезвычайно ценное предложение.

«СП»:– Какую роль во всем этом играет Россия?

– Роль, которую мы играем – это роль семи нянек, у которых дитя без глаза. Хотя понятна позиция России, которой совершенно не нужна война на ее южных границах, и поток беженцев через Азербайджан в Россию. Вопрос только в том: нужна ли нам иранская ядерная бомба, к которой мы стремительно приближаемся. В том числе потому, что санкции против Ирана неэффективны, и не могут быть эффективными.

«СП»:– Почему санкции невозможны?

– Неэффективными они будут в связи с позицией Китая, который либо их не поддержит, либо сделает все, что возможно, чтобы Иран эти санкции обошел. И здесь остается только пожать плечами, понять, что режим нераспространения движется к концу, и вскоре в регионе – и не только в регионе – начнется гонка ядерных вооружений, со всеми вытекающими последствиями для безопасности планеты.

«СП»:– С чего, кстати, Китай ведет себя именно так?

– Китай ведет себя – с точки зрения самого Китая – чрезвычайно логично и правильно. Китаю интересны китайские интересы, а вовсе не теоретические интересы мирового сообщества, и не прочие благоглупости. У Китая за плечами пять тысяч лет истории, и Китай прекрасно понимает, что для него, Китая, Иран не представляет никакой угрозы. Даже Северная Корея, с ее ядерными зарядами и ракетами, не представляет угрозы для Китая. Интересы экономики Китая требуют нефти. Нефть Китай получает от Ирана, причем в значительном количестве. Интересы экономики Китая – в присутствии везде, независимо от того, какие там правят режимы – в Судане, в Венесуэле, в Иране в том числе. Для Судана Иран – партнер по прокачке оружия на Синай, а Китай там контролирует нефтедобычу. Для Пакистана Иран партнер, который должен снабжать газом Пакистан, а Китай здесь строит нефтяной портовый терминал. Для китайских интересов в Афганистане совершенно неважно, кто там будет править - талибы или Карзай, главное, чтобы им разрешали вывозить медь. Такой же подход Китай демонстрирует в отношении иранской ядерной программы – она Китай не волнует.

«СП»:– Если Иран вплотную приблизится к созданию ядерной бомбы, война с Ираном неизбежна?

– Предсказывать такое – вещь опасная. Иран с большой степенью вероятности будет подвергнут бомбардировке. Точнее, бомбить будут иранские ядерные объекты, что называется, по плану «С», потому что варианты «А» и «В» потребуют американского вмешательства. Америка, скорее всего, вмешиваться не будет – в лучшем случае, попытается выдвинуть вперед Израиль.

Если атомная бомба Ирана окажется в руках того же правительства, той же администрации во главе с президентом Ахмадинежадом – человеком апокалипсическим, искренне верящим в то, что Карфаген в виде Израиля должен быть разрушен – у израильтян просто не будет другого выхода. Именно под это они лихорадочно наращивают подводный флот, способный нести ракеты, в том числе с ядерными зарядами. Именно под это Иран строит у границ Израиля – и практически построил – два мощных ракетных плацдарма, в Газе (движение ХАМАС) и на юге Ливана (движение «Хезболла»). Перед ударом по Ирану Израилю нужно эти плацдармы зачищать. Именно под возможную будущую войну с Ираном Израиль сегодня заморозил на 10 месяцев (из которых 2,5 месяца уже прошли) строительство поселений на Западном берегу, разоряя тем самым палестинских подрядчиков. Потому что не хочет ссориться с президентом Обамой, и готов бросить ему эту кость – для того, чтобы временной лаг, который есть для военных способов разрешения иранской ядерной проблемы пройти без жесткого конфликта с США.

«СП»:– Это снимет с повестки проблему иранской ядерной программы поностью?

– Проблема как раз в том, что та военная операция, которую может произвести Израиль, заморозит иранскую ядерную программу всего на 3-5 лет, даже если Израиль для этого разгромит «Хезболлу» и ХАМАС, и уберет опасность удара по собственной территории. В случае, если бы реализован был план «В», для ликвидации всех ядерных объектов Ирана, плюс военной инфраструктуры, который был во времена Дика Чейни и Джорджа Буша (но это возможно только при американском ударе) – тогда иранская программа затормозилась на 8-10 лет. А в случае тотального удара по инфраструктуре Ирана – такой план тоже был отработан, и он вполне реализуем при помощи США – на 15-20 лет. Но на 100% ликвидировать военную составляющую иранской ядерной программы возможно только при полной оккупации страны. Это технически тоже возможно, но требует оккупационного корпуса порядка двух миллионов человек. Такого рода действие может произвести, наверное, только Китай – а ему это совершенно не нужно.

«СП»:– В чем тогда цель военной операции?

– Иранская ядерная программа будет развиваться, военный удар спровоцирует напряженность, возможную блокировку Ормузского пролива. Персидский залив при этом будет блокирован на 3-4 месяца, вряд ли больше, хотя для Катара с его танкерами со сжиженным газом, и, возможно, для Кувейта это выльется в большие экономические проблемы. Все это, возможно, приведет к тому, что иранская ядерная программа окажется реализованной при другом руководстве – консервативном, но не эсхатологическом. Которое сможет выйти с Израилем на уровень ядерного сдерживания – как мы с Америкой после Карибского кризиса. То есть с взаимными нападками, конфликтами, войнами по доверенности по всему миру – но без прямого обмена ударами. Это то лучшее, что мы можем ожидать.

Из истории вопроса:

Иранская ядерная программа

Иранская ядерная программа была начата в 1974 году тогдашним правителем страны - шахом Резой Пехлеви. Иран тогда считался одним из ключевых союзников США на Ближнем Востоке.

Ядерная программа была прекращена во время исламской революции, произошедшей в 1978 году. Духовный лидер исламской революции Аятолла Хомейни после прихода к власти в 1979 году немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере, поскольку считал ядерное оружие аморальным и бесчеловечным.

Ирано-иракская война заставила Тегеран пересмотреть отношение к оружию массового уничтожения. В начале 1990-х годов Иран начал активно направлять своих студентов на профильные факультеты российских вузов, воссоздавать научно-исследовательскую инфраструктуру, необходимую для создания ядерного оружия.

Иран решил достроить АЭС в Бушере, впоследствии ставшую "камнем преткновения" в отношениях России и США, в 1991 году. Он обратился за помощью к бывшим германским подрядчикам (компания Siemens начинала строить станцию еще в 70-х годах), но те, по рекомендации своего правительства, отказались продолжить работы. Неудачей закончились переговоры Ирана с Китаем и Бразилией. В результате, в 1995 году был заключен договор с Россией.

Считается, что Бушер жизненно важен для иранской ядерной программы, поскольку иные иранские реакторы конструктивно неспособны производить оружейные радиоактивные материалы.

До сих пор Иран не согласился полностью рассекретить свои ядерные программы и допустить на все объекты международных инспекторов
newsru.com


из истории вопроса

ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА
ВЛАДИМИР ЕВСЕЕВ
Пути решения

В последние месяцы ядерная программа Ирана стала одной из ключевых проблем, обсуждаемых на международном уровне.

США подозревают Иран в разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойных стандартов», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ситуация находится в состоянии хрупкого равновесия, а ее разрешение силовым путем может привести к крайне негативным последствия как для Ближнего и Среднего Востока (БСВ), так и ряда других регионов мира.

Мирное решение иранской ядерной проблемы в принципе возможно, но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.

БСВ является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой, именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, причислены американским президентом к "оси зла". Здесь накоплены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом "ядерного клуба".

В последние десятилетия на БСВ сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона имели реальную возможность потерять собственный суверенитет и были вынуждены начать работать над созданием ядерного оружия как единственного средства спасения от внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения к ним санкций со стороны Совета Безопасности ООН.

Состояние иранской ядерной программы

В 70-х годах прошлого века была разработана крайне амбициозная иранская ядерная программа. В частности к 2020 г. планировалось построить значительное число атомных электростанций (АЭС) с водо-водяными реакторами на слабообогащенном уране, электрическая мощность которых должна была превысить 20 тыс. МВт. Позднее программа была скорректирована с учетом экономических возможностей страны в сторону сокращения вырабатываемой АЭС энергии на 70 %.

Решение об осуществлении военной ядерной программы было, по-видимому, принято в начале 90-ых годов. Одновременно начались работы по созданию ядерного оружия как на основе высокообогащенного урана, так и плутония. Для накопления высокообогащенного урана в 1995 г. с помощью А.К. Хана были закуплены в Пакистане 500 центрифуг Р-1 и собраны в Иране. Благодаря высокому уровню иранских технических специалистов, центрифуги были скопированы, что позволило начать их собственное производство. Сотрудники ЦРУ уже к 1996 г. обнаружили тайное осуществление Ираном военной ядерной программы.

В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились.

Так в феврале 2003 г. Иран заявил об установке 100 центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе, планируя к концу года их увеличить до 900.

Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м, которые достаточны для размещения до 50 тыс. центрифуг.

В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной программы.

В августе 2003 г. появилась информация об обнаружении инспекторами МАГАТЕ следов высокообогащенного урана на предприятии в Натанзе.

В настоящее время Иран строит завод по производству тяжелой воды в Араке и планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония.

Тем не менее, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа Ирана, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже отработан.

Отношение к проблеме со стороны Израиля, Ирана, России и США

Израиль относится в военной ядерной программе Ирана крайне отрицательно, учитывая досягаемость иранскими ракетами «Шахаб-3» своей собственной территории (дальность стрельбы ракет до 2500 км). Руководство страны неоднократно заявляло о возможности нанесения военного удара по предприятиям ядерного цикла Ирана, если он не прекратит наработку высокообогащенного урана. Израиль уже имеет опыт подобной операции.

Так в 1981 г. израильские ВВС атаковали и уничтожили иракский ядерный реактор в Осираке.

По мнению российских экспертов, атаковать иранские ядерные объекты намного сложнее, потому что они рассредоточены по территории страны, а расстояние от Израиля до этих объектов намного больше, чем было в Ираке. При этом Иран может ответить ударом собственных ракет по территории Израиля, эффективность которого, конечно, будет зависеть от возможностей по перехвату ракет израильской системы ПРО.

Взаимоотношения между США и Ираном достаточно сложные. Иран причислен к американцами к странам "оси зла" и испытывает постоянное как экономическое, так и военное давление со стороны США, которые подозревают Иран в разработке ядерного оружия и оказании помощи террористам. В начале 2005 г. 50 конгрессменов США потребовали от собственного президента «призвать нынешний иранский режим к ответственности за его угрожающее поведение», поддержать все продемократические силы в Иране и расширить санкции против зарубежных компаний, сотрудничающих с Ираном. В результате США ввели экономические санкции против 8 китайских предприятий, которые, по их мнению, оказывают помощь Ирану в усовершенствовании его баллистических ракет. Ранее аналогичные санкции вводись против российских и ряда зарубежных предприятий.

18 января 2005 г. президент США Д.Буш потребовал от Ирана прекратить программу разработки ядерного оружия, в противном случае он не исключил возможности военных действий против Ирана. Заявление президента Д. Буша последовало за официальным опровержением министерства обороны США о тайном проведении специальными подразделениями в Иране разведывательных операций по сбору информации об объектах, используемых в ядерных и ракетных программах. Однако, по информации американского журнала "Нью Йоркер", такие спецподразделения уже полгода на территории Ирана собирают сведения не только о его ядерных и химических объектах, но и о пусковых установках баллистических ракет. Выявленные объекты могут быть уничтожены как высокоточным оружием, так и силами диверсионных групп.

Иранское руководство находится в сложной ситуации. С одной стороны, Иран законно создает собственную атомную энергетику. Он является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и подписал Дополнительный Протокол к нему от 1997 г., позволяющий ввести полноохватные гарантии МАГАТЭ. С другой, Иран создает практически полный замкнутый ядерный топливный цикл, часть объектов которого может быть использована для наработки оружейных ядерных материалов. Руководство Ирана считает, что имеет право на приобретение и развитие технологий по обогащению ядерных материалов, если соответствующие производства находятся под контролем МАГАТЭ. Действительно, ДНЯО позволяет это. Но пример КНДР, которая была членом ДНЯО, тайно создала научно-технические предпосылки разработки ядерного оружия, а затем вышла из Договора, вызывает тревогу у мирового сообщества.

Другое доводом для создания полного замкнутого ядерного топливного цикла, по мнению руководства Ирана, является необходимость надежного обеспечения топливом собственных АЭС. Вкладывая огромные финансовые средства в атомную энергетику, руководство страны не желает зависеть от поставщиков топлива для нее. Учитывая сложные взаимоотношения Ирана с рядом стран, нельзя исключать использование этого фактора для оказания давления на руководство страны, так как в настоящее время мировое сообщество не готово предоставить Ирану убедительные гарантии бесперебойного снабжения его АЭС ядерным топливом по приемлемым ценам. Вместе с тем, сама необходимость создания сильной атомной энергетики многими экспертами ставится под сомнение ввиду значительных запасов нефти и природного газа.

Руководство Ирана считает, что последние антииранские заявления Д.Буша и высокопоставленных членов его администрации являются психологической акцией.

Так министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази заявил следующее: "Утверждения президента США Джорджа Буша и других американских представителей о возможной силовой акции против Ирана являются некой игрой и психологической акцией, чтобы оказать на нас влияние. Однако мы уже располагаем опытом в этой области. Мы не хотим вступать с кем-либо в конфронтацию, но со всей мощью готовы защитить свои национальные интересы".

По-видимому, именно это определяет сдержанную позицию Ирана к сбору американцами разведывательной информации по Ирану.

Вместе с тем, руководство Ирана осознает и реальную возможность использования силы в отношении своей страны. Именно поэтому они предприняли конкретные шаги по снижению остроты ядерной проблемы.

В частности, работы по монтажу новых центрифуг в г. Натанзе и обогащению урана были временно прекращены, а сам объект был поставлен под контроль МАГАТЭ.

Завод по конверсии урана в г. Исфане в сентябре 2004 г. был также поставлен под контроль МАГАТЭ.

Несмотря на отсутствие ратификации Дополнительного Протокола (1997 г.) к ДНЯО, руководство страны высказалось за соблюдение его положений и допустило инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Оно категорически отвергает наличие собственной военной ядерной программы и обвиняет США в проведении политики двойных стандартов.

Особого внимания заслуживают взаимоотношения между Россией и Ираном в области атомной энергетики. Несмотря на многочисленные заявления американских официальных лиц о передаче Россией ядерных и ракетных технологий Ирану, сотрудничество между нашими странами в этой сфере развивается и будет продолжено, так как отвечает долгосрочным российским интересам, в частности будет продолжено строительство АЭС в Бушере, стоимость контракта на строительство которой превышает 1 млрд. долл. Россия обосновано считает, что одна из целей проводимой США политики - "выдавить" Россию из страны и занять ее место как экспортера высокотехнологической продукции. Кроме этого, прекращение сотрудничества с Ираном в ядерно-энергетической сфере неизбежно приведет к осложнению взаимоотношений между нашими странами.

Пути разрешения кризисной ситуации

Учитывая обострение отношений между США и Ираном, в ближнесрочной перспективе возможно нанесение со стороны США удара с помощью высокоточного оружия по иранским объектам ядерного топливного цикла и производства ракетного оружия, пусковым установкам баллистических ракет. Аналогичный удар может быть нанесен и со стороны Израиля. Причем такая атака может быть осуществлена без санкции Совета Безопасности ООН, так как Россия или Китай, как постоянные члены Совета Безопасности, с высокой степенью вероятности наложат вето на соответствующую резолюцию. Последствия такого шага на фоне неурегулированности ситуаций в Ираке и в Афганистане будут крайне негативные как для региона БСВ, так и для России, в частности.

Какой же выход в сложившейся ситуации?

По мнению ряда российских экспертов, создание Ираном ядерного оружия не отвечает его национальным интересам в долгосрочной перспективе.

Иран уже сейчас является региональной державой, обладающей огромными людскими ресурсами и современными технологиями. Экономика страны находится на подъеме, крепнут взаимовыгодные связи с Азербайджаном, Афганистаном, Индией, Китаем, Пакистаном, Россией, Сирией, Украиной и рядом европейских стран. В Иране создается собственные авиационная и автомобильные промышленности; в ближайшее время российским носителем на орбиту будет выведен иранский спутник.

Вместе с тем, иранское общество остается для Запада крайне закрытым, что естественно сдерживает приток иностранных инвестиций и процесс передачи передовых технологий. Создание Ираном собственного ядерного оружия еще более изолирует страну от окружающего мира и неизбежно скажется на развитии экономики и благосостоянии иранцев.

В 2003 г. руководство Ливии отказалось от производства оружия массового уничтожения (ОМУ) и обязалось его уничтожить. В обмен на ликвидацию собственной военной ядерной программы и имеющихся запасов химического оружия руководство страны получило режим максимального благоприятствования со стороны Запада, что смогло компенсировать ранее понесенные затраты на разработку ОМУ, которые по оценкам экспертов превысили 1 млрд. долл.

В отношении Ирана такой подход возможен только частично. Улучшение взаимоотношений Ирана с ведущими европейскими странами - это обязательное условие быстрого экономического развития страны. Причем европейские страны также в этом заинтересованы, так как нуждаются в гарантированной поставке иранских энергоресурсов. По видимому, руководству Ирана следует серьезно рассмотреть предложение Европейского Союза (ЕС) по полному прекращению работ по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС.

Большинство российских экспертов считает, что даже при самых благоприятных условиях Ирану для создания собственного ядерного оружия (ЯО) потребуется от одного до трех лет. Удар высокоточного оружия по ядерным объектам Ирана неизбежно вернет его ядерную программу как минимум на 5 лет назад. Кроме этого, политическое решение по созданию Ираном ЯО, скорее всего, не принято. Следовательно, еще можно кардинально изменить ситуацию в свою пользу, решительно отказавшись от планов по созданию полного замкнутого ядерного цикла, что исключает возможность разработки собственного ЯО.

Ведущие европейские страны являются «локомотивом» переговорного процесса по ядерной тематики с Ираном, но они не могут быть успешными без активного участия в нем России и США. В настоящее время Россия строит в Бушере АЭС на основе легководных атомных реакторов. Россия может построить в перспективе и другие АЭС подобного типа и взять на себя обязательства по поставкам ядерного топлива по фиксированным, наиболее низким ценам, а также вывозу на свою территорию отработанного ядерного топлива. Все это позволит исключить использование Ираном российских атомных реакторов для наработки плутония.

США играют значительную роль в решении иранской ядерной проблемы. Без урегулирования американо-иранских отношений и предоставлении обязательства ненападения Ирану со стороны США, прогресс в этом вопросе вряд ли возможен. Иран не может принять предложения ЕС и ликвидировать ряд ключевых звеньев своего ядерного топливного цикла, если сохраняется возможность применения силы со стороны США. В этом случае руководство Ирана, по-видимому, будут вынуждены взять курс на создание собственного ЯО для сохранения своей независимости.

Следовательно, настоящая позиция США по отношению к Ирану явно бесперспективна, так как силового решения иранского ядерного узла не существует. По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН А.Арбатова, Белый дом взялся за угрозы в адрес Ирана для того, чтобы отвлечь общественное мнение США от ситуации в Ираке и скрыть политическое, моральное и военное поражение в этом регионе.

А.Арбатов считает: "Угроза Ирану - другая крупная ошибка Америки, которая, в случае ее осуществления, будет иметь неприятные последствия для региона, США и всего мира".

Вместе с тем, поддержка Ираном ряда террористических организаций крайне затрудняет процесс улучшения как американо-иранских, так и ирано-израильских отношений. Руководству Ирана следует пересмотреть свои отношения с такими организациями как ливанская группировка «Хизболла», палестинские движения Хамас, «Исламский джихад» и рядом других. Всестороння поддержка этих организаций не только укрепляет терроризм на БСВ, но и способствует формированию отрицательного имиджа страны со стороны мирового сообщества, а также дает основание США и Израилю считать Иран - одной из главных баз террористов.

Существенную помощь в развязывании иранского ядерного узла может оказать и Израиль. Только крайне сдержанная позиция по отношению к рассматриваемой проблеме, отказ от односторонних силовых действий и поиск взаимных компромиссов может сохранить в регионе довольно хрупкое равновесие.

10 февраля 2005 г. министерство иностранных дел КНДР официально заявило о наличии собственного ядерного оружия. Ряд российских экспертов полагает, что эта информация является блефом и обусловлена усиливающимся давлением США на Иран по существующей ядерной проблеме. Кроме этого, руководство КНДР старается напомнить о себе и получить материальную помощь со стороны мирового сообщества. Эта ситуация создает благоприятные условия для развязывания иранского ядерного узла, так как в отличие от КНДР, руководство Ирана занимает более реалистичную позицию и идет на контакты с МАГАТЭ. По-видимому, изменится и позиция США по отношению к Ирану, потому что они не смогут одновременно решать и иранскую и северокорейскую ядерные проблемы и будут вынуждены переключиться на КНДР, где им обеспечена поддержка мирового сообщества.

Таким образом, стремление Ирана к созданию собственного ядерного оружия - это путь в тупик, который не учитывает долгосрочные национальные интересы страны и крайне ухудшает состояние безопасности региона Ближнего и Среднего Востока.

Позиция же США по этому вопросу явно бесперспективна и не допускает поиска взаимных компромиссов. Но существует выход из данной ситуации, который состоит в:

- принятии Ираном предложений ЕС по полному прекращению работ по обогащению урана и накоплению плутония в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с европейскими странами;

- ратификация Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО (1997 г.);

- прекращение Ираном всех видов поддержки террористических организаций и начало нормализации отношений с Израилем;

- урегулирование американо-иранских отношений и предоставление США гарантий ненападения на Иран;

- обеспечение Россией гарантированных поставок реакторного топлива по фиксированным ценам, а также вывоз на свою территорию отработанного ядерного топлива.

Все это приведет к коренному улучшению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и к экономическому благополучию Ирана в будущем.
carnegie.ru
15.04.2005 / Источник: Обозреватель/

более подробно см. wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий